10 марта 2019 г.

Се Жених грядет в полунощи

Распятие в Новоспасском монастыре, г. Москва
“С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде…” – напеваю я довольно часто, как только вспоминаю одну из любимых песен “Наутилуса” на стихи Ильи Кормильцева. Хоть сам Вячеслав Бутусов всегда отрицал религиозный подтекст этой песни, я ни секунды не сомневаюсь в том, что он здесь есть. Более того, там отражена чуть ли не самая суть человека, а сам Кормильцев признавался, что писал свои стихи “сердцем и кровью”. 
Описание причала, св. ап. Андрея – также совершенно точно. Он был простым рыбаком, и, как мне представляется, впрямь “побрел с пескарями домой”. А разве на тот момент будущие апостолы во всём понимали Христа, хоть и следовали Ему 24 часа в сутки, оставив за спиной всех родственников, друзей, знакомых, а также всё имущество?

Видишь - там, на горе,
Возвышается крест.
Под ним десяток солдат,
Повиси-ка на нем!
А когда надоест,
Возвращайся назад
Гулять по воде со Мной.

Ходить по воде несомненно проще, а вот висеть на кресте не каждый захочет. Однако Воскресение последовало именно после полного уничижения и смерти Спасителя. Точно такую же смерть, через распятие, более 30 лет спустя принял святой апостол Андрей, правда, он на кресте провисел несколько дней и проповедовал. Даже представить такое страшно: ужасные страдания и проповедь именно в таком состоянии – полном уничижении, боли и муки. Недаром слово “мученик” в переводе с греческого означает “свидетель”. Христос отошел от нас Плотью, пообещав быть с нами во все дни до скончания человечества, до Второго Своего Пришествия, но для укрепления веры людям всегда требовались свидетели, те, кто лицом к лицу встретил Самого Христа. Такими были и есть святые страдальцы, но при всей видимости их мук, подробно, по протоколам записанные, описанные, например, свт. Димитрием Ростовским, их страшная, чудовищная смерть всё же остается для нас тайной. Выдержать такое и не отречься от Спасителя смогли не все.
Тайной для меня лично остается и то, как человек, многое переживший в своей жизни, не озлобился, но остался человеком, да еще и других утешает. Такие люди – тоже мученики, только бескровные. Душевные страдания не менее страшны и тяжелы, и они могут длиться годами, а то и всю жизнь человека. Это для меня непостижимо.
Сейчас часто можно встретить новые храмы, расписанные от пола до потолка. Так было принято в древности, тем и восхищает Успенский собор Московского Кремля. В наши дни эта традиция набирает обороты, и мне более уютно именно в таких церквях. Заходишь туда, и словно среди родных людей оказываешься. Многие жития святых мне удалось прочитать, многих знаю, как говорится, в лицо, у многих была “в гостях”, когда ездила в паломнические поездки. Смотрю на них как на живых свидетелей того, что прожить жизнь достойно возможно, даже при самых тяжких и страшных обстоятельствах. Также верю, что и они смотрят на меня и во всём понимают, ведь у них была такая же плоть и кровь, те же думы, те же сомнения. Хочется весь день просидеть в церкви и долго вглядываться в их лица, находя в них и укор за мою лень и слабость, и радость за нашу долгожданную встречу, и обещание молиться, потому как осознаю, что без этого даже просто по земле ходить не смогу. И именно все они встанут и точно так же будут смотреть на меня в день Страшного Суда. Оправданий быть не может: ведь у меня та же плоть, та же кровь, и они точно так же, как и я, не были сотворены, а испытывали холод, голод, страх и многое, многое из того, что терпит самое обычное тело, которое дано нам в помощь спасения, а уж во что мы обратим его - во спасение или погибель - зависит от нас самих.
Последний день перед Великим Постом называется Изгнание Адама из Рая. Это напоминание каждому вступающему в пост, где он на самом деле находится. Ничего не достигнуто само по себе, но дано Богом и через Бога. Когда будущим апостолам было дано увидеть, насколько глубоко пал человек в своих желаниях и глупостях, в своей неуемной одержимости служить телу и возводить его на высоту, с ужасом возопили: “Так кто же может спастись?!?” И на это был дан простой ответ: “Человекам это невозможно, Богу же всё возможно”. (цит. по Ев. от Мф. 19, 25-26)
Невозможно при тяжелой физической работе строго соблюдать пост, но Господь даст всю силу, которая необходима, для достижения нужного результата этому конкретному человеку. Невозможно быть на длительных службах, внимая каждому слову, - человеческий мозг находится в постоянной работе, а уж в наш век развлечений и клиповости это вообще кажется непостижимым. Жизнь без соцсетей, whatsapp и viber кажется уже и не жизнью вообще, и когда человек остается без всего этого, ему хочется заткнуть уши от оглушающей тишины и помыслов, которые накрывают с ног до головы. Вот оно и есть начало духовной жизни – единство с самим собой и Богом, разговор без свидетелей, в полной тайне. Даже если рядом пляшут и поют или ты сам поешь и пляшешь. Даже если кто-то кричит и дергает за плечо. Человек боится оставаться один, в тишине. Боится мыслей, боится, что заняться будет нечем, но труд над своей душой – это самый тяжкий труд, и начинается он с победы над своей ленью, со стремления отказаться от чего-то.
У нас принято иронизировать над словом воздержание, а ведь это очень мудрое слово, от держать. Т.е. удерживать себя в чем бы то ни было, делать наперекор своему тленному человеку, который останется в земле. И если мы не хотим остаться вместе с ним в земле, а возвысится, должны подумать об этом уже сейчас, сию секунду, пока нам дано для этого время.
В монастырях на полунощнице (служба, с которой начинается монашеский день) поются удивительные слова (Се Жених грядет в полунощи). В приходских храмах они поются только во время Великого Поста. Они напоминают нам, что Жених грядет, т.е. вот, сейчас придет, – образ Христа, Жениха души, которая должна уготовить себя для встречи с Ним, украсить себя добром, по возможности, делами для других людей, молитвой, т.е. непрестанной беседой с Ним и т.п. Блажен раб, егоже обрящет бдяща, - тот, кто постоянно находится на страже своей совести, своей души, кто не пускает в душу грязь и мерзость, кто не допускает проникновения злых мыслей, зависти, тщеславия и т.п., тот и встретит Христа когда бы Он ни пришел, потому что каждое мгновение своей жизни готовился к встрече с Ним, знал, что Он стоит у дверей сердца и в любой момент может зайти. Это не значит, что нам надо одеться во всё черное и сидеть ждать смерти. Смысл в том, чтобы на всю свою жизнь, даже на мелочи, смотреть через Христа, а значит через Жизнь, и тогда всё станет совсем другим.

С Великим Постом всех вас!
С обновлением, светом
и обретением истинной радости!


Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа.
Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и царствия вне затворишися;
но воспряни, зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас!

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    В Прощенное Воскресение люди повсюду произносят слова "Прости меня", часто быстро, набегу, просто как присказку какую-то.
    И не задумываются, насколько это слова могут открыть душу, очистить помыслы, приблизить друг к другу.
    Я Прошу у Вас прощения за все вольные и невольные прегрешения, с открытым сердцем.
    Спасибо огромное за удивительные слова "Се Жених грядет в полунощи".
    Это очень мощно.
    Простите меня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Действительно, "прости" - сильное слово, но оно и правда очень глубокое. Смысл в том, что мы все друг перед другом виноваты. Преподобный Силуан Афонский разъяснял это так, что грех - отрава не только для нас самих, но и для ближних и дальних. Любое слово может ранить, даже невысказанное, но дурной настрой и злые мысли тоже несут зло. Одно зло влечет за собой другое. Раз переступив границу, уже не сможешь остановиться и быстро покатишься вниз. Вот почему в Священном Писании сказано, что богатые будут и дальше богатеть, а бедные - беднеть. Только что это будет за богатство? А вдруг как в притче о богаче и Лазаре? Тогда страшно от такого богатства, потому что все внешнее когда-то уйдет, а человек не сможет взять с собой ни своих счетов в банке, ни тряпок, ни дома, ни имущество. Никого рядом не будет, нам суждено идти в одиночестве этим последним, но необходимым путем, который идёт либо в пропасть, либо к Богу.
      Бог Вас простит, и Вы меня простите! Если чем задела или невольно обидела.
      "Се Жених грядет в полунощи" - один из шедевров, жемчужин православных песнопений. Лучше нигде не сказано. Придет Христос внезапно, ведь смерть никогда не ожидаешь, и спросит, что мы делали в течение всей нашей жизни. Как сказано, "в чем застану, в том и сужу". Люди умирают везде: кто-то дома, кто-то в баре или на дискотеке, кто-то прямо на улице. Внезапность - это то, что и страшит, и успокаивает одновременно. Значит Христос всегда рядом, и, быть может, Он даст в последний раз успеть прокричать хотя бы про себя: "Господи, помилуй мя!"

      Удалить
  2. Сегодня Прощенное воскресенье! Простите меня, Светлана Николаевна, если я вас когда-нибудь обидела!

    ОтветитьУдалить
  3. Милая Светлана Николаевна, спасибо за Вашу публикацию. Важно,сначала думать, а потом уж творить.
    Сегодня от сердца чистого и от всей души, в канун наступления Великого поста я прошу у Вас прощения.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Очень сильный пост. Задел мою душу. Песнопение очень взволновало. Очень. Спасибо Вам, и простите меня за всё.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Ваня! И тебе спасибо! Бог простит, и ты меня прости.

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^