29 октября 2019 г.

Экзамен для учителей: как это было



Накануне осенних каникул собирают нас на совещание и сообщают, что такого-то октября особо избранные учителя (не знаю уж, каким образом избранные, наверное, компьютерной системой) русского языка, математики, обществознания и иностранного языка должны явиться на экзамен для учителей, проводимую PISA, которое вообще-то расшифровывается как “Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся”. Нам обещали, что это всего лишь исследование, результаты обезличены, а экзамен будет проводиться с целью среза профессиональных компетенций учителя. Вот как выглядело приглашение:


Я поначалу подумала, что будет обычное ЕГЭ по предмету. Придем, напишем и уйдем, но потом поняла, что в исследовании будут задания, в том числе, по методике преподавания. Когда вчера вечером я увидела демо-версию, сразу же упала в обморок и долго отходила от шока, ведь задания там по методике были такие, что за 180 минут это в принципе не сделать.
Итак, сегодня утром я отправилась в среднюю общеобразовательную школу № 20 г. Королёва:


Пришла, как всегда, очень рано, поэтому предстояло ждать около часа. Затем нас пригласили в аудитории. Всё выглядело точно так, как на ОГЭ и ЕГЭ: паспорт при входе, две гелевые ручки с собой, камеры наблюдения, номерки на каждой парте и т.п., кроме металлоискателей на входе. Сумки мы просто поставили на парте у доски, так что они были под нашим личным присмотром.
Около 10:00 организатор вскрыла секьюр-пак и раздала нам задания в конверте. Варианты и в самом деле были обезличены. После того, как мы выслушали нехитрую инструкцию, приступили к заданиям.
Конечно, я ничего не фотографировала, всё, что вы видите в этом посте, исключительно из интернета. Там это было запрещено по понятным причинам. Пишу по памяти.
Всего предстояло выполнить 10 заданий, которые располагались на 16 листах. Отдельных листов ответа не было, мы отвечали внизу самого задания и отмечали в таблицах буквы или цифры. Я забыла одно задание из десяти, хотя на месте выполнила все до единого.
Первые 4 (или 5?) заданий были по предмету.
Первое представляло собой грамматический тест, с которым я быстро справилась.
Второе задание – текст, который был, как мне показалось, больше соответствовал международному FCE, чем нашему ЕГЭ, просто одно из заданий было таким, каким обычно оно бывает именно на международных экзаменах. Задание 12-18 нашего ЕГЭ, если быть точным. Оно предусматривает полное понимание содержания текста и умение выделить основную мысль всего текста. 
Третье задание – копия с № 11 ЕГЭ, где надо внимательно прочитать текст и заполнить пропуски частями предложений, одно из которых лишнее. Здесь уровень 11-классника, поэтому я здесь тоже особо долго не задержалась.
Четвертое: словообразование (26-31 ЕГЭ). Причем, некоторые слова были очень даже непростые и неоднозначные, но вполне себе исполнимые.
Далее начались задания по методике преподавания. Здесь я развернулась на всю катушку, т.к. они мне…понравились! Я и рекомендации дала, и методику расписала, где это было нужно, и с удовольствием написала письмо на английском своему иностранному коллеге, где во всем поддержала и утешила.
1) Было написано два предложения. Задание: это написал Ваш ученик на доске. Найдите ошибку, исправьте ее, объясните причины и составьте карточку из не менее чем 2 заданий, чтобы избежать подобных ошибок в будущем. На деле, кстати, оказалось две ошибки, я их исправила и написала, в чем они заключаются.
2) Составить 3 разноуровневых задания для отработки понимания разницы между Past Simple и Past Perfect.
3) Мой иностранный коллега написал мне имейл. Он по обмену будет работать в России, в нашей школе. Сильно нервничает, предстоит провести урок в 7 классе. Переживает, что дети его не поймут. Задание: ответьте своему иностранному коллеге и дайте не менее 2 рекомендаций, что ему делать и как провести занятие. Разумеется, на английском.
4) Дано письмо, которое написал ученик на ОГЭ. Нужно было оценить его, как эксперт, и выставить соответствующее количество баллов.
5) Моя коллега провела диагностическую работу в двух 5-х классах. Была представлена таблица, где в процентах и цифрах указали, по каким аспектам и что конкретно выполнили дети. Задание: проанализировать эту таблицу, найти, в каких именно аспектах ребята допустили наибольшее количество ошибок, развернуть возможные причины допущенных ошибок и дать рекомендации, как работать над их исправлением.
Здесь я немного остановилась. Дело в том, что в предложенной таблице не была дана разрядка по некоторым цифрам, но я просто подумала логически и на основании своих умозаключений сделала выводы и расписала методику работы с этими классами по аудированию, говорению и чтению.
После окончания всех заданий я посмотрела на часы: 11:10. Т.е. всё это действие заняло у меня один час и десять минут. Выбежала из аудитории в приподнятом настроении. Коллеги в коридоре удивились и обрадовались, что хоть у кого-то эта работа вызвала положительные эмоции.
Я подумала: если аттестация теперь будет проходить в таком формате, то я очень даже не против, однако, как все понимают, задания можно сформулировать таким образом, что даже будет непонятно, на что отвечать и как. Плюс все-таки такое испытание наводит на очень много вопросов. Пожалуй, самый главный для меня вопрос – А судьи кто? Если те, кто в школе работает, то нормально. Коллега коллегу поймет. Я смогла за час и десять минут ответить на все эти вопросы просто потому, что стою у доски уже почти 9 лет и ежедневно решаю эти задачи, некоторые из которых нужно представить здесь и сейчас, причем не тремя разными способами, а всеми тысячами и миллионами в разных вариациях. А вот если меня будет проверять человек, владеющий только теорией и абсолютно не понимающий, как это работает на практике с детьми в классе, недопонимания неизбежны. Это камень, которым могут пренебречь строители, и тогда рухнет вся постройка. Доказать теоретику многие вещи просто невозможно, с этим, я думаю, согласятся все.
Однако я всё же надеюсь на лучшее, у меня появилось чувство легкости, прям как гора с плеч свалилась. Надежда у меня на данный момент лишь одна: что проверять нас будут практикующий учителя, а не теоретики. 

Все фото, представленные в данном посте, из интернета.

15 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Как же интересно!Я бы тоже с удовольствием прошла такое испытание. Спасибо, что поделились мыслями, переживаниями. Думаю, всё же проверяющими будут учителя. Разве министерские будут заморачиваться? НЕТ! У них других дел много - надо инструкции для нас строчить!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Очень надеюсь, что аттестацию для учителей оставят в старом формате, ну привыкли мы к ней, что ли. А вот эти все тесты осень странные на самом деле, хотя задания мне очень понравились.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Вот спасибо огромнейшее, что рассказали об" экзамене для учителей". Мне тоже на почту пришло письмо, что я включена в "шорт-лист" таких учителей. Хоть буду знать, что ожидать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Да, и правда ничего страшного не было, всё в рабочем порядке, так что не волнуйтесь, со всем справитесь.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Какое интересное приключение!
    И взбодрило, и воодушевило.
    Интересно, как вообще коллеги справились, кто-нибудь делился?
    ^#(^ Какое-то у меня предчувствие, что всё это задумано ради одного -"методика преподавания".
    Возможно Ваши наработки будут опубликованы в каком-то сборнике в образе статьи "кого-нибудь".
    Поздравляю с успешным прохождением испытания и пусть дальнейшие волнения Вас не тревожат.
    Раз это "анонимное" исследование, то оно никоим образом не затронет никого из писавших.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Большое спасибо!
      Я, кстати, тоже подумала о сборнике в образе статьи "кого-нибудь". Коллеги пока не делились впечатлениями, поэтому не знаю, понравилось им или нет.

      Удалить
  4. Зачем устраивают такие экзамены? Так учителей не хватает. Молодежь вообще уйдет из школ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А это уже другой вопрос, Ирина Михайловна))) Вот у нас назначили нового министра образования Московской области. Смотрим её образование: институт печати, затем журналист. Её на педагогические компетенции случайно не хотят проверить?

      Удалить
    2. Ирина Михайловна, здравствуйте. Не соглашусь с Вами. Если молодёжь уйдёт из школ, значит не доросли до этой профессии. Вот пусть молодёжь и понимает, что кто попало не учит ребят и чтобы заслужить звание учитель надо работать, прежде всего над собой.

      Удалить
  5. Рада,что все так безболезненно обошлось)
    Уверена,результат будет отличным.
    А для госслужащих придумали краеведческий диктант. В декабре будут нас проверять)
    Я вроде уж давно в теме,но все равно волнительно. Экзамен - и этим все сказано)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Результат я не узнаю никогда, это тайна за семью печатями))) Краеведческий диктант? Вы точно с ним справитесь на раз-два, Ирина Валентиновна! Вот еще бы экзаменом это не называли, оно бы легче было.

      Удалить
  6. Все ничего, вот только пока тестируют вот таким образом учителей, кто за них уроки в школе ведет? А вообще, хорошо, что ВЫ, Светлана Николаевна, так легко и быстро справились с заданиями, да еще и в хорошем настроении покинули аудиторию.
    Вот недавно приходит на собеседование учитель истории, так и вариант ОГЭ (?) не смог решить, справился ли бы с этими заданиями исследования, как знать?

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Анна Борисовна! Всё это действо проходило в каникулы, которые и сейчас продолжаются, поэтому вопрос с уроками не поднимался. Дело здесь в другом. Некоторые начинают готовиться к таким экзаменам, а ведь сказано, что это просто срез-исследование по России. Если в целях аттестации, то я тоже не пойму, с какой целью. Мы даём открытый урок на аттестации. Если проверяющий профессионал, он всё, что нужно, увидит. И как же я не люблю, когда начинают после урока спрашивать теорию методики! Заняться нечем? Давайте я сейчас выловлю какого-нибудь узкого специалиста и давай его гонять по всем предметам, которые он в институте изучал. Интересно, он ответит?
    А насчёт собеседования... Даже не знаю, что тут сказать. Также могут быть очень многие причины, не берусь делать скоропалительных выводов.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Светлана Николаевна. Познакомилась с Вашим блогом через блог Лилии Павловна. Рада знакомству с Вами. Интересный и сложный экзамен вам устроили, но считаю необходимым. Современный педагог должен уметь в любой момент решить определённые педагогический задачи. Отправляя, учеников на экзамен и не уметь сдать самому, значит этому человеку пора менять место работы. Чему же научим будущее поколение если будем бояться таких испытаний.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Викторовна! Очень рада знакомству с Вами! Как будет возможность, приду и к Вам в "гости" в блог)))
      Этот экзамен мне сложным не показался,я даже успокоилась, а то всё переживала, что дадут вопросы без возможности ответа, такое тоже бывает. И опять же повысилась самооценка: с предложенными ситуациями я справилась бы. Другое дело - а судьи кто?

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^