Как
видим, всё очень похоже на экзаменационные критерии. Например, если ставится 0
по критерию “Решение
коммуникативной задачи” (далее РКЗ), то выставляется общая оценка 0.
Это значит, что даже если работа была безупречной с точки зрения грамматики, лексики
и орфографии, ничего из этого не будет учтено, потому как человек написал
сочинение на другую, отличную от задания, тему.
К
сожалению, такие сочинения были. Мы пришли к выводу, что детей смутило слово possession – вещь,
собственность. Они, наверное, подумали, что речь шла о своей позиции. С другой
стороны, в задании, как вы можете видеть на фото выше, есть фотографии
самоката, машинок, плюшевого мишки и т.п., а это уже подсказка: т.е. писать
нужно о том, что тебе лично дорого и по какой причине.
Ребята,
получившие 0 баллов по РКЗ, писали о спорте, танцах, компьютерной игре, пении,
- о хобби и любимых занятиях в свободное время. Разумеется, ничего общего с
поставленной задачей это не имело.
Вторая важная
часть – это количество слов, в пределах которых нужно уложиться: 120-200 слов. На
всех экзаменах, включая кэмбриджские и всякие-разные американские, количество
слов имеет большое значение. Не смог уложиться – значит не совсем владеешь навыками
письма, не можешь сократить или расширить тематику по необходимости.
Если
работа состояла из менее 60 слов, всё оценивалось в 0 баллов. Такие примеры мне
сегодня не встречались, но были в изобилии в прошлом году.
Во
всём остальном очень даже неплохо обстояло дело: можно было написать в сторону
увеличения до 220 слов, а в сторону уменьшения – до 108 слов.
Третий
пункт: соблюдение плана. Вот здесь подкачало практически 99% участников
олимпиады. Среди своих учеников я замечаю те же погрешности: ребёнок может
просто не увидеть какого-то пункта плана и проигнорировать его, а за каждое
упущение, согласно критериям, снимался 1 балл.
Так,
сегодня, в основном, пострадал второй пункт, он же вводный, где надо было написать
о роли вещей в нашей жизни. Ребята начинали своё сочинение сразу с того, какая
вещь является для них очень важной, а надо было дать хоть краткое введение в
тему.
В
основном, писали о плюшевых мишках и сотовых телефонах. Без них некоторые дети
не представляют себе жизни.
Порой
писали очень трогательно: как, например, один ребёнок, который любит в
дождливую погоду сидеть в обнимку со своим медведем и смотреть в окно. Или как
другой, который “разговаривает” с ним, пока родители ругаются. Действительно, о
многом задумаешься, пока перечитаешь все работы…
Были
и неожиданные моменты. Например, один написал про свою кровать, другой – про одноглазую
куклу, третий – про личный дневник. Правда, автор сочинения о кровати не
указал, какой эмоциональный эпизод связан с ней, ну да ладно, читать было очень
весело.
Ещё
одним “опасным” пунктом плана, который ребята игнорировали, - это второй
аргумент, почему эта вещь особенная для тебя, а также два последних пункта: вспомнить
и описать, какой эмоциональный эпизод связан с вещью, и собственно заключение –
какой была бы моя жизнь без неё.
Про
последний пункт: ребята часто писали, что да, вещь для меня очень важна, но не указывали
причины. Или пункты о том, как она досталась автору и когда. Указывали одно, но
опускали другое.
Итак,
как видим, строгое соблюдение плана –
одно из важнейших критериев оценивания письменного высказывания. Это и помощь
ребенку, и воспитание дисциплины, и тренировка внимания и памяти.
Следующий
блок – “Организация
и языковое оформление текста”.
Первый
подпункт – “Организация
текста”, т.е. насколько он логичный, есть ли разделение на абзацы, используются
ли средства логической связи. Последнее было самое успешное: ребята в курсе,
как соединять предложения и при помощи каких средств это делать. Насчет логики
тоже особо провальных работ не было, а вот с абзацами беда. Были такие случаи,
когда вообще ни одного абзаца не встречалось, всё писалось “сплошняком”. За это
тоже снимался балл.
“Лексика”. Таких
ошибок было меньше всего.
“Грамматика” –
как обычно, очень много ошибок. В основном, конечно, неправильное употребление
времён, смешение предлогов, неправильное употребление притяжательного падежа
существительных, игнорирование артиклей, смешение инфинитива и герундия. Обидно,
когда за РКЗ ребёнок получает 9-10 баллов и абсолютный 0 за грамматику. Увы, но
грамотность есть грамотность.
“Орфография”. В этом
пункте ошибки так же встречались, но с разной степенью частотности. Как правило,
если с грамматикой плохо, то и с орфографией не лучше, и наоборот.
Какие
выводы
делаем?
1)
Если ребёнок планирует выходить на олимпиады, то он обязательно должен
тренировать письменную речь. Не печать на компьютере, а именно процесс держания
ручки и письмо. Именно так развивается определённый участок мозга, отвечающий
за письмо.
2)
Необходимо именно учиться, как
писать. Это очень важно. Ведь можно просто три слова написать и считать, что
задача выполнена. Нужно понимать, что высокий уровень – это значит не только чёткое
соблюдение плана, но и умение укротить или расширить свои мысли, владение
богатой лексикой и грамматическими конструкциями, умение не смешивать одно
время с другим и четко знать о согласовании времён, герундии и инфинитиве, прямой
и косвенной речи, видах условных предложений, cleft sentences (“расщеплённых предложениях”),
пассивном залоге, особенно его употребление в прошедшем времени, и т.п.
3)
Добавлю к первому пункту, механическому, практический и творческий процесс:
постоянно пишите. Творчески и красиво, на сухие и богатые темы. Пишите разными
жанрами, на разные темы, о разнообразных событиях или о каком-то одном
человеке, отрабатывайте лексику, оттачивайте грамматику.
4)
Читайте! Без чтения что-то из головы
выдумать очень сложно. Никакой гаджет не заменит собой книгу. Когда мы читаем,
то затрагивается огромное количество нейронов головного мозга, отращиваются
новые, развивается память, мышление и воображение. Если будете читать, у вас
никогда не возникнет вопроса:
-
А откуда же брать мысли?
Конечно,
из собственной головы. Когда они есть – это полдела, гораздо важнее их правильно
и красиво, художественно оформить.
…Когда я выходила из
учебно-методического центра, было уже темно: ноябрь есть ноябрь. Зашла в
магазин и решила купить вкусный тортик:
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Проверять олимпиадные работы- это очень ответственно, ведь надо понять, что ребёнок хотел сказать, донести. А у Вас дома уже ёлка? Правильно, для настроения в эти тёмные ноябрьские дни. У нас уже на главной площади собрали ёлку, теперь тестируют иллюминацию.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна! Вы правы: это очень ответственно. Поэтому внимательно вычитываем по несколько раз.
УдалитьЁлку мы и раньше ставили, это что-то в нынешнем году поставили позже.
В Королёве вовсю ёлки стоят, так действительно веселее.
Здравствуй, Света!
ОтветитьУдалитьВам разрешают фотографировать работы? Нам строго-настрого запретили. Я была председателем жюри городской комиссии по проверке олимпиадных работ по русскому языку и... не имею ничего.
Ты дала мне отличную идею: рассказывать об олимпиадных заданиях. Но не с точки зрения проверки, а с точки зрения теории. Так как ты проверяла письменную часть, то и, конечно, проанализировала всё.
Вы уже ёлку поставили? Мы пока нет. Некогда. Две недели живу в нон-стопе. Теперь 1 декабря итоговое сочинение. В свой день рождения иду на проверку. А значит опять стресс.
Добрый вечер, Оля!
УдалитьА я не фотографировала работы, только критерии и задание.
Какие были задания теста всех классов, а также ПЧ 9, 10-11 классов я пока не выясняла, некогда было, своё бы сделать. Олимпиады очень люблю, ведь это выход на более высокий уровень.
Ёлку сегодня Андрей с Серёжей без меня поставили, я бы не смогла))) Ношусь, как угорелая, поесть некогда. Про итоговое сочинение уже слышала, у нас вся школа на ушах. Очень сочувствую, что придётся тебе проверять в свой день рождения, очень обидно. Проверять работы - это стрессовая ситуация, полностью согласна.
Пусть поскорее это всё пройдет, желаю тебе, чтобы всё прошло гладко и быстро!
Здравствуйте, Светлана Николаевна. Проверять олимпиадные работы - дело ответственное и не простое. У Вас ещё хватило сил чётко, по существу проанализировать работы и предложить советы, которые будут полезны ученикам и их наставникам. Что касается Вашего вопроса... Задумалась. Если бы мне пришлось писать такую работу сейчас, я назвала бы фотоаппарат или компьютер. А вот в школьные годы - было ли мне что сказать на эту тему? Даже не знаю.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Алексеевна! Решила провести этот анализ сегодня, пока всё свежо в голове, а то потом забудется и уже не захочется ничего писать.
УдалитьПо поводу темы - да, непростая, я согласна. Описать вещь сложнее, чем описать человека, но при наличии такого подробного плана можно было что-то придумать. И я тоже сижу и думаю, что же для меня так важно...
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
ОтветитьУдалитьС днём матери Вас поздравляю!
Ну вот, хорошо поработали, можно и тортика покушать.
А мальчики молодцы, такую ёлку нарядили!
А мы ёлку наряжаем прямо 31 декабря (живую) и стоит она у нас все праздники.
У меня есть вещь, которая важна именно мне.
Это мой талисман - обручальное кольцо.
Когда мне очень грустно, я смотрю на него, вспоминаю тот день, когда на ещё молодую руку надел мне его мой любимый человек.
С тех пор только несколько раз снимала я его (для чистки, когда гадали по молодости и когда попадала в больницу с отеками)
А сейчас оно уже и не снимается из-за распухшего сустава.
Сейчас просто иногда проворачиваю кольцо, как бы проматывая жизненную ленту...
Здравствуйте,Ирина Валерьевна! Большое Вам спасибо и - Вас тоже с Днём матери! Дай Бог Вам здоровья, пусть Ваши дети радуют Вас и приносят счастье.
УдалитьПро тортик я решила спонтанно, когда закончила работать, решила порадовать себя и семью))) Заслуженное вознаграждение за ударный труд, так сказать.
Живую ёлку мы не покупаем, мне их жалко. Муж как-то купил живую и красивую ель, в год, когда наш сын родился, но от неё исходил такой резкий запах, что мы решили поставить её на балконе. Сын был новорожденный, мы побоялись держать его в одном помещении с такими запахами. С тех пор не покупали живые, та,что на фото, искусственная, но красивая.
Спасибо, что поделились своей историей про кольцо! С моим и у меня связано так много воспоминаний...
Это трудно весь день проверять детские работы! Хорошо, что ваша работа была организованна.
ОтветитьУдалитьКакую красавицу ёлку нарядили ваши муж и сын.
Здравствуйте, Ирина Михайловна! Да, именно так.
УдалитьЁлка - чудо. Любуюсь второй день.
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
ОтветитьУдалитьС праздником, с Днём матери! Желаю всех благ Вам, радости материнства и заботы близких людей.
Проверка олимпиадных работ - это всегда ответственно, там требуется особое внимание. Вы хороший специалист и большая труженица!!!)))
Здравствуйте, Елена Валентиновна! И Вас с этим прекрасным днём! Вам здоровья и побольше веселых и радостных моментов!
УдалитьВы тоже труженица, такие шедевры делаете, а ещё умеете научить, что не каждый может.
Boa tarde minha querida. Como eu gostaria que tivese do seu maravilhoso trabalho aqui no Brasil. Bom início de semana.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Луис! Бразилия так далека от меня...
ОтветитьУдалить