16 января 2016 г.

Чем заняться с ребенком до года?

Этот вопрос всё время вертелся у меня в голове, когда моему ребенку еще не исполнился год. Казалось бы, всё ясно: меняй себе подгузники, укачивай, ходи туда-сюда – вот и все дела. Но в первый год человек делает такой скачок, какой не делает на протяжении всей своей жизни, поэтому пеленками-распашонками этот важнейший период не ограничивается.
Посудите сами. Из маленького беспомощного грудничка 50-54 см малыш превращается в прямоходящего члена общества, а некоторые к году уже научаются сами кушать. Кроме роста и веса, ребенок учится поначалу гулить, затем лепетать, а приблизительно к году трем месяцам (у всех по-разному и очень индивидуально) произносит первые слова. Активно развивается мышление, память, мелкая моторика рук, а уж о таком важном событии, как прорезывание зубов, и говорить нечего.

Особо стоит сказать о так называемом «комплексе оживления», который у здоровых детей проявляется уже на третьей неделе жизни. Комплекс оживления – это особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Другими словами, комплекс оживления – это момент начала реакции на взрослых, тех, кто окружает малыша.
На первом этапе комплекса оживления малыш замирает и сосредотачивается на фиксации предмета или звуков. Все мы, наверное, помним, как в определенный момент ребенок сосредоточенно и словно не дыша, пристально смотрит на нас. Вот это и есть начало оживления. Затем, на втором этапе, появляется улыбка как первая радостная эмоция. Третий этап – двигательное оживление, когда ребенок научается активно двигать ручками и ножками, прогибает спинку и т.п. Четвертый этап – это вокализация, т.е. первые «словесные» формы реакции на взрослого. Сначала появляются вскрики (гласные звуки), затем - гуканье (короткие звуки гласные-согласные) и, наконец, гуление (протяжные звуки). После трех-четырех месяцев комплекс нарастает и распадается на более сложные формы поведения, т.е. ребенок переходит на следующий этап развития.
Это далеко не вся информация о первом годе жизни малыша, но уже из сказанного видно, какой этот год насыщенный и интенсивный. Потому нужно обязательно заниматься с малышом, заполнить его время так, чтобы каждый день был открытием и познанием неизведанного. А чтобы это осуществить, необходимо познакомиться с полезной литературой, которая расскажет нам много нового о развитии малыша и научит, чем же можно заняться в этот ранний период времени.
Первое, что хотелось бы порекомендовать, - это «Практическую энциклопедию молодой православной мамы. Первый год жизни вашего ребенка. Советы священника и врача». Авторы этого пособия – Г.В. Лавренова, Ю.В. Лавренов, свящ. Алексей Новиков и свящ. Сергий Филимонов. Книга пригодится, прежде всего, тем, у кого родился первый ребенок. Здесь вы найдете советы по уходу и развитию малыша с первых дней жизни, а также, конечно же, молитвы и советы священника. Много информации о грудном вскармливании и прикорме. Конечно, советы такого плана нужно обговаривать с педиатром, как и проведение массажа. Массаж как раз и есть то первое, чем можно активно заняться с ребенком до года. Если педиатр и невролог не против, то стоит воспользоваться советами данной книги и постепенно вводить различные элементы массажа: поглаживание, сгибание, потягивание и т.п. – всё в соответствии с возрастом и общим состоянием ребенка. Также в интернете можно найти великолепные видео мам, которые показывают, как делать массаж ребенку, чтобы тот научился сидеть. Упражнения выполняются на коврике и на специальном надувном шаре, который можно приобрести в любом спортивном магазине за недорогую цену.
Великолепным дополнением к массажу послужит книга Е. Ульевой «Потешки-щекотушки. Веселый массаж для малышей». Ребенок будет в восторге! Привожу пример:

Шарик-комарик
(Дотрагиваемся до головы.)
На голову свалился,
За уши ухватился.
(Гладим уши.)
Уши отпустил,
За носик укусил.
(Делаем легкие пощипывания.)

Телесный контакт – это то, что так необходимо нашему малышу особенно в раннем детстве. Ведь уже даже научно доказано, что нежное прикосновение к ребенку, поцелуи, добрые слова обеспечивают благоприятное психическое и умственное развитие детей. Потешки-щекотушки обеспечат не только это, но и хорошее настроение, а также удовольствие как маме, так и ребенку.
Не могу не упомянуть небольшую, но забавную книгу Джеки Силберг «125 развивающих игр для детей до 1 года». Она разделена на несколько частей: игры от рождения до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 9 месяцев и от 9 месяцев до года. На каждой странице описана какая-нибудь игра, нарисована веселая картинка, а в конце страницы вы найдете «Результаты научных исследований» - объяснение того, зачем нужна эта игра, что она развивает.
Особенно хочу сказать о книге А.М. Диченсковой «Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики». Мелкая моторика – это работа детских пальчиков. От того, как слаженно они работают, зависит умственное развитие ребенка. Чтобы хорошо развивалась речь, применяют специальные упражнения (пальчиковые игры), которые используют на занятиях логопеды, дефектологи и хорошие профессиональные воспитатели в детских садах. От развития мелкой моторики зависит всё дальнейшее умственное развитие ребенка, т.к. это прямая связь с головным мозгом. Потому уже с самого раннего возраста нужно осторожно массировать детские пальчики, играть в «Сороку-белобоку» (как же умны были наши предки!), «Ладушки». Но будьте осторожны, ведь поначалу ребенок сжимает кулачки, а разжимает только к 3-4 месяцам, что является естественным процессом. Игры, предложенные автором, конечно же, ребенок до года не сделает самостоятельно, поэтому в этот период всё нужно осторожно делать за ребенка – сгибать и разгибать пальчики, складывать ладошки, показывать, как делать колечко и т.п. Ближе к году можно дать ребенку коробку с настоящими конфетами, но не оставляйте малыша без присмотра! Смысл в том, что ребенок будет перебирать конфеты, брать каждую в ручку, рассматривать, перекладывать, бросать и поднимать, иногда разворачивать фантики. Он будет усиленно стараться взять конфету ручками, вот вам и тренировка мелкой моторики. Когда можно будет давать малышу мелкие вещи (после 3 лет), то простора для упражнений будет намного больше. Это тоже описано в данной книге.
Приведу небольшой фрагмент из «Страны пальчиковых игр», сказка «Курочка Ряба» (Ростов н/Д: Феникс, 2014. - с. 125-126):
Дед и бабки жили-были,
(«Дед» - покажите воображаемую бороду, «баба» - «наденьте» воображаемый платочек на голову и «завяжите» его под подбородком. Можно просто показать картинки. – прим. С.К.)
Поначалу не тужили,
Но состарились однажды,
Что же было с ними дальше?
«Ох-ох-ох, дожили, дед,
Ничего нет на обед,
(Разведите руками в стороны)
В подвале нашем пусто,
Закончилась капуста,
Пусто и в кладовке,
Ни свеклы, ни морковки.
(Загните указательным пальцем одной руки указательный и средний пальцы другой руки.)
Опустел давно сундук,
Там живет большой паук.
(Пальчиковое упражнение «Паук»)
и т.д.

В завершении нашего небольшого экскурса я бы хотела два слова сказать о фундаментальном труде родителей 7 детей, американцев Марты и Билла Сирс, а также их сыновей – Боба и Джима Сирс под названием «Ваш малыш от рождения до двух лет». Билл Сирс всю жизнь проработал педиатром, а Марта – медсестрой. Книга впервые была издана в России в 1992 г. У меня издание 2014 г., значительно переработанное и дополненное. Это уникальное произведение искусства, повествующее самым подробным образом обо всех моментах, связанных с ребенком, – начиная с периода беременности и заканчивая вторым годом жизни малыша. У них, кстати, еще есть продолжение, но для родителей совсем маленьких детей подойдет пока именно данный труд.
Ни в одной книге я не встречала таких подробностей касательно грудного вскармливания, кишечных коликов и питания малыша. На каждый период подробно расписано, как должен развиваться малыш, какие бывают самые распространенные детские болезни, как оказать первую помощь, чем заниматься с ребенком от года до двух лет, какие бывают сомнительные вопросы. Конечно, есть спорные моменты, есть то, чего лично я не приемлю, но в общем и целом «Ваш малыш» - это уникальное пособие, которое пригодится абсолютно всем родителям независимо от количества детей. У моей соседки недавно родился третий малыш, и она до сих пор с удовольствием и интересом обращается к подаваемым советам и пожеланиям. Чего только стОят главы «Ношение ребенка: искусство и наука носить своего ребенка» и «Родительские ночи: как сделать так, чтобы ребенок спал».
Надеюсь, что перечень данных книг хоть немного поможет вам проводить время со своим ребенком. Нельзя терять ни минуты, ведь ребенок до года развивается стремительно! Помогите ему в этом. Пусть моменты, когда вы рядом с малышом, будут наполнены радостью и приподнятым настроением.

10 комментариев:

  1. Светлана Николаевна, замечательный пост!
    Вы представили несколько замечательных книг, которые помогут мамам организовать свою деятельность с малышом. И это взаимодействие будет не только приятным, но и полезным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Виктория Александровна!
      Написала, потому что хотела помочь мамам. Сама оказалась в такой ситуации, что не знала, что делать. Очень надеюсь, что кому-то моя статья поможет.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Отличный пост, проверенный на собственном опыте.
    Вот в это вся и горечь, что нет в нашем обществе подготовки женщины к материнству. Как его кормить, пеленать - худо-бедно ещё подсказывают, а вот, что с малышом делать, как с ним заниматься, увы... Вот и вынуждены мамочки, методом проб и ошибок, искать информацию и т.д. Это хорошо, что есть такие мамочки, а большинство и не утруждает себя этим, главное - накормлен и сухой.
    Спасибо за обзор книг.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна!
      Как же Вы правы! Я всё время в связи с этим вспоминаю великолепную фразу из книги Давида Гроссмана "С кем бы побегать": «…Как же права была мама, заявившая однажды, до чего ее бесит то, что для получения профессии родителя, самой важной и трудной профессии на свете, не надо сдавать даже плевого экзамена».

      Удалить
    2. ТОЧНО! Нет экзамена в такой важной профессии родителя! Книжку заказала, прочту, по Вашему описанию, похоже, воды мало, есть нужная конкретная информация. Спасибо. И сколько я прочла, изучила, ознакомилась с материалами из педагогики, меня тоже удивлял всегда этот вопрос - почему для родителей нет ничего этого? Книг много пустых, но уже хорошо, что они есть и есть тот самый выбор, который делает каждый для себя. Хорошо, когда есть сестренки, братишки, как ниже заметила Надежда Александровна, но, например, несмотря не этот факт, я бы многое изменила сейчас, зная то, что не знала тогда... Поэтому желаю всем мамам и папам - любите детей, играйте с ними, занимайтесь с ними, путешествуйте, отвечайте на все "почему?" и пусть в ваших семьях будет мир!

      Удалить
    3. Я тоже не пойму: почему нет конкретных курсов для будущих родителей? Никто не учит, как БЫТЬ мамой и папой, а ведь это - важнейшая часть жизни.

      Удалить
  3. Добрый вечер, Светлана Николаевна! Свои дети выросли, внуков пока нет...
    Но согласна - развитием ребенка нужно заниматься с самого его рождения. Для меня примером в воспитании и развитии сыновей всегда служила моя мама. Вспоминала, как она играла с нами, читала много, много пела и проч., и проч...
    Здоровья Сергуньке и маме с папой!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Хорошо, когда есть какая-то основа, а у меня младших сестер и братиков не было, вот я и не знали ничего. Выручила моя старая привычка обращаться к книгам со своими вопросами.
    Спасибо! И Вам здоровья!

    ОтветитьУдалить
  5. Светлана Николаевна, спасибо Вам за эту статью. Столько полезного материала для молодых и неопытных мам. Главное, чтобы было желанием им воспользоваться. Моя дочь всегда с удовольствием прислушивается к советам, ищет советы в книгах)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Вы правильно сказали: было бы желание, а там всё придет. Я ратую за курсы для родителей, чтобы там было не только как пеленать и ухаживать за ребенком, а важные вещи про мелкую моторику, занятия физкультурой и т.п.

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^