Сегодняшнее
воскресенье и вся грядущая неделя посвящены очень важному событию Великого
Поста – изнесению
Креста Господня. Это значит, что на Всенощном бдении (особо
праздничном вечернем богослужении) в определенный момент из алтаря все
присутствующие на службе священники и диаконы вынесут Крест Господень с пением
(тропарь Кресту):
Спаси,
Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом
на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
и
поместят на аналое – там, где обычно располагаются иконы того или иного
события. Аналой находится напротив Царских врат. При входе в церковь прежде
всего следует подойти именно к этому месту и приложиться к находящейся там
иконе, и только потом – к другим, по своему желанию.
Изнесение
Креста Господня имеет очень глубокий смысл – особенно во время Великого Поста,
который сам по себе служит всем нам напоминанием о страданиях Господа Иисуса
Христа для спасения всего человеческого рода. Крест, находящийся на аналое всю
неделю, послужит нам и как духовная поддержка, т.к. в среду Третьей недели
Великого Поста наступит середина поста; и как предсказание грядущих Страстей и
Воскресения Христовых, “обнаруживая цель всего постного делания:
сораспятие Христу и совоскресение Ему.” (цит. по книге: Богослужения Триоди Постной. – М.: Православный
Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. – с. 349) Еще и еще раз
Церковь напоминает нам, что пост – это не диета и забота о желудке, а забота о своей душе, исправлении самих себя и труд над самим собой, а не над соседом,
свекровью, невесткой, сватом и т.п.
Важно
четко понимать, что поклонение Кресту Господню – это поклонение Орудию нашего
спасения, а не дереву самому по себе. Вспоминая о Кресте, мы
вспоминаем о Том, Кто добровольно пошел на пригвождение ко Кресту. Распятие на
кресте было очень распространенной казнью в Древнем Риме. На крестах распинали
самых отъявленных злодеев и душегубов. Причем, делали так, что любой мог
подойти и всячески унизить распятого: плюнуть на него, оскорбить словами,
кинуть камнем. Смерть на кресте не наступала быстро, но была чудовищно
мучительной и продолжительной. Сложно просто стоять с раскинутыми руками, а вот
каково было несчастным распятым, которым вбивали гвозди в запястья (чтобы
доставить побольше боли) и ноги, - просто страшно представить. Смерть – это то,
чего по-настоящему жаждали наказанные, но она не приходила в течение 2, а то и
3 дней. Их мучил невыносимый зной, страдания от сжатой диафрагмы, невозможность
хотя бы немного изменить положение своего тела. После страшной боли наступало
чувство еще более страшной тоски и отчаяния из-за нарушенного кровообращения и
заражения крови от гвоздей.
"Ecco Hommo" ("Се, Человек") |
Всё
это и больше того принял на Себя Господь. Я читала в одной книге, что в
дополнение ко всем физическим страданиям Христос невыразимо страдал внутренне.
Если можно как-то сравнить, то попробуем. Мы не выносим, когда страдает
совершенно невинный человек, особенно когда его без всякой причины терзают и
мучают. А Господь Иисус Христос вообще был без греха, и Он принял на Себя все
мерзости, все чудовищные деяния, совершенные человеческим родом. Если мы о
чем-то в своей жизни по-настоящему жалеем, то сильно из-за этого переживаем. Хуже,
когда нас обвиняют в том, чего мы не делали. Однако наше переживание или, как
иногда бывает, явные страдания за содеянное – лишь капля в море. Христос принял
на Себя и вот эти наши, и все страдания человечества, умер за всех и за каждого
по отдельности.
Таким
образом, крест, который был когда-то орудием позорной казни, стал орудием
спасения. Мы носим крест на себе в знак того, что исповедуем Христа распятого –
распятую Любовь, безвинно и несправедливо обвиненную в том, чего Она не
совершала. Мы славим Крест Господень, потому что видим на нем нашего Спасителя,
Который распростер Свои объятия и ждет, когда мы к Нему придем. Не такого
Спасителя и Царя представляли и представляют себе многие люди. Как говорил
митрополит Антоний Сурожский, страшно
создать себе мнимого бога и кланяться ему. А ведь это вполне возможно, если не
признавать и не искать Истинного Бога.
“Если
кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за
Мною.” (Мф. 16, 24)
Крест
в данном случае – это всё, через что нам приходится по жизни проходить: и
несчастья, и радости, и потери, и обретения. Бог призывает взять крест и
отвергнуться себя, т.е. забыть о своем самолюбии и терпеть всё, что может в
жизни случиться. Легко и просто идти за Христом, когда Его хвалят, но безумно
тяжело следовать за Ним, когда Его ругают, ненавидят, распинают на кресте.
Легко быть другом Бога, когда есть настроение молиться, поститься, быть добрым
и хорошим, а вот когда этого настроения нет? Когда на всё и вся обижен, когда
болит голова, когда посещает раздражение, возмущение, недовольство? Когда
начинается спор с Богом, потому что кажется, что происходящее несправедливо и
неправильно? “Отвергнись себя” – значит отвергнись еще своего мнения, когда это
нужно, уступи, посторонись, дай пройти другому вместо тебя, смирись и…
успокойся.
Духовная
жизнь – это самое трудное. НО:
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные,
и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня,
и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня,
ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.
(Мф. 11, 28-29)
Святитель Лука Крымский (Из “Слова в Неделю 36-ю по Пятидесятнице”):
“Эти слова, может быть, удивят вас, вы спросите: как, Господи, говоришь
Ты, что иго твое благо и бремя Твое легко, когда Сам сказал, что путь к
Царствию Божию ведет чрез тесные врата, по узкому пути, когда Сам Ты сказал: в мире
скорбни будете (Ин. 16,
33) <…>? <…> Вы спросите с
недоумением, у вас, может быть, закрадется сомнение в сердце: легко ли иго
Христово? А я скажу вам: да, да! Легко и чрезвычайно легко.
<…>
Говорю
не от разума только, а говорю по собственному опыту, ибо должен
засвидетельствовать вам, что когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес
тяжкое бремя Христово, оно не было нисколько тяжело, и путь этот был радостным
путем: потому что чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом
со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой.
Тяжелое
это было бремя, но я вспоминаю о нем как о светлой радости, как о великой
милости Божией, ибо благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто
несет бремя Христово. Именно потому, что бремя Христово нераздельно с
благодатью Христовой, именно потому, что Христос того, кто взял крест и пошел
за Ним, не оставит одного, не оставит без Своей помощи, а идет рядом с ним,
поддерживает его крест, укрепляет Своей благодатью”.
Слова такого человека,
как святителя Луки, в сотни раз убедительнее слов того, кто никогда не
испытывал каких-либо неудобств или страданий. Святитель Лука Крымский Войно-Ясенецкий выпил полную чашу
горестей до дна: ужасы унижений, гонений, преследований. Его постоянно сажали в
тюрьму, специально в самые грязные и смрадные камеры, отправляли в длительные и изнурительные ссылки, разлучали с родными людьми. Представьте себе
положение человека, которого всё время во всём и всегда притесняли – только за
то, что он посмел быть верующим врачом и отказывался делать операцию, если в
операционной снимали икону, не выходил читать лекции, если его принуждали снять
архиерейскую рясу. Это был человек величайшей упертости, но только в наилучшем
смысле. К его словам добавить нечего, все доводы “против” улетучиваются. Он –
живое свидетельство того, что за Христом идти можно, как бы это не было трудно и горько. Дай Бог дойти до такой высоты!
В написании данного
поста мне помогли:
1) Богослужения
Триоди Постной. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт,
2002
2) Толкование на Евангелие
ВСЕ фото взяты из
интернета.
Часто раньше задумывалась, что означают слова "Нести свой крест". Только с годами понимаешь, что это значит нести ответственность за то, что от тебя зависит в твоей жизни и в жизни твоих близких, за то, что ты можешь и должен сделать в этой жизни. Бог не дает человеку испытаний больше, чем он может вынести, не больше, не меньше. Главное, чтобы каждый человек верил в то, что он сможет и должен
ОтветитьУдалитьДа, Анна Борисовна, и это тоже значит. Но как же это бывает трудно принять! Необходимо обладать поистине сильной верой и стойкостью.
Удалить