Публикую
этот рассказ немного запоздало, хотела это сделать еще в начале февраля. Сейчас
уже началось активное таяние снега, а посему задачи лаборатории на природе (так я называю наши с сыном исследования на
природе) поменялись. Но всё равно: снег ведь еще не полностью сошел, поэтому о
зиме можно кое-что рассказать.
Причинно-следственные связи
Как-то
на прогулке сын нашел вот такую ледышку:
А в ней – целый мир. Я тоже взяла ее в руки, какое-то время разглядывала, а потом рассказала сыну такую историю:
Вот
видишь, ледышка. С виду она самая обычная, даже кажется грязной и некрасивой.
Но посмотри: в ней замерзла травинка. Придет весна - ледышка растает, напоит землю
своей водичкой, растечется по корням дерева, а травника с замершей грязью
станут частью природы, найдут себя. Так, всему в природе есть свое место,
ничего нет случайного и лишнего.
Сенсорное развитие,
мелкая моторика,
развитие речи
После этой ледышки последовало наблюдение за лежащими снежными камнями – большими и
маленькими, крупными и крошечными. Сын постоянно показывал на камни, а я
называла, какие они, какого размера.
Серёжа пока не может сказать “маленький” или “большой”, но четко разграничивает
эти понятия.
Потом
последовало понятие “глубокий” – стали мерять сугробы (весной – лужи, только в
соответствующей одежде). Ребенок учится осознавать и понимать, что если глубоко, скользко – значит небезопасно, нужно идти осторожно. Вот такие
сугробы у нас были в самом конце января:
Замечательным
материалом для изучения также могут стать упавшие веточки с деревьев. Их можно
подбирать с земли и сравнивать: чем они отличаются, какая из них тоньше, какая толще, от какого они дерева. Увлекательно и познавательно.
Если
еще остались снеговики, можно на них не только смотреть, но и слепить самим.
Вот какого интересного снежного ангела мы обнаружили:
Снег
у нас чистят постоянно. Вижу, как дети завороженно смотрят на тракторы и прочую
снегоуборочную технику. Мой сын может по полчаса стоять и наблюдать. Зрелище и
правда красивое (проговариваем вслух – снег летит высоко и далеко):
А
стояли мы на небольшой снежной горке, куда до этого сбрасывали снег:
Обращаем
внимание: снег белый, искрящийся, ослепительный,
яркий.
Ну
и, конечно же, зимне-весенняя прогулка не прогулка без кормушек, а их можно
разглядывать до бесконечности и наблюдать, как туда прилетают птицы:
Физическое развитие
Без
этого на прогулке никак не обойтись с детьми после года, как только они
начинают ходить. Серёже полюбились ходилки по сугробам. На
данный момент снег мокрый и жесткий, но это тоже очень хорошо: ребенок
предпринимает усилия, чтобы преодолеть препятствия, учится их обходить, когда
надо. Вчера сын удивил меня тем, что сам, без моего напоминания, обошел большую
лужу.
Наблюдение за дятлом
Видео
можно посмотреть здесь. Это было, пожалуй, самое интересное за прошедшую зиму.
Я сама никогда прежде не видела дятла настолько близко и не предполагала, что
он, оказывается, способен оторвать столько коры с дерева. Пока дятел “работал”,
подлетали синички, находили червячков и лакомились вволю.
Очень понравились Ваши с Сережей прогулки-исследования, наблюдения! Здорово!
ОтветитьУдалитьБлагодарим за участие в Детской галерее.
Здравствуйте, Жанна Витальевна!
УдалитьЭто сборник за всю зиму. Фото делались в разное время. Впечатлений было масса. Любое время года - настоящий кладезь знаний для маленького человечка.
Да уж, Светлана, кладезь знаний, это верно подмечено. И ведь рассказанная прогулка началась с ледышки. Всегда есть с чего начать, а дальше....! Столько интересного! Сколько же кормушек красивых у вас там размещено, наверно, многие наблюдатели также изучают природу и мир вокруг. И хорошо, когда есть что смотреть, узнавать, изучать.
УдалитьЭто точно! Ребенок всегда найдет, чем заняться, поэтому с ним так интересно)))
УдалитьАнгел великолепен! Спасибо за возможность вместе с Вами и сынишкой прогуляться по зимнему парку. Правильно, с ребенком нужно разговаривать, учить наблюдать, сравнивать, систематизировать. Чем раньше, тем лучше. А многие отпустят своих малышат, а сами в гаджет уткнутся...
ОтветитьУдалитьЯ часто в своем дворе слышу, как дятел стучит своим клювом по стволу дерева или белка орешки грызет, а вот поймать в кадр не удается, то высоко, то обзор не тот. Вам повезло наблюдать за красивой птицей
Добрый день, Анна Борисовна! Сама удивляюсь, что дятел не улетел, а дал себя заснять. Вот белочек не удается: очень уж они прыткие)))
УдалитьА в нашем парке белки с рук едят. Однажды гуляла по парку, так белка мне на ногу прыгнула и на штанине повисла)) А вообще они забавные, из птичьих кормушек все время еду таскают и в землю зарывают или в снег прячут.
УдалитьСовсем они там ручные, надо же! У нас более пугливые, хотя мамочки рассказывали, что кушали с рук печенье. Видела, как белочка залезла в птичью кормушку, было очень забавно, я раньше такого не видела, вот только с осени 2016г. такое наблюдала.
УдалитьЗимой белок видели? Вот это да! Зимой не доводилось никогда, хоть иногда с сыном гуляем в лесу.
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
ОтветитьУдалитьОтличная прогулка у Вас с Сережей. Каждый раз новые открытия, интересные опыты. ЗдОрово!
Самое интересное впереди, когда начнутся "а почему?", "зачем?", "когда?".
Вот, когда есть такое природное общение, желание исследовать, помощь и направление родителей, у ребёнка возникает желание читать, чтобы самому "докопаться", отыскать информацию.
Желаю юному исследователю дальнейших уже весенних открытий!
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьЭто и есть моя цель: сохранить в Серёже желание исследовать, познавать. Потом это, как я надеюсь, очень пригодится в чтении.
Весна - время новых открытий, столько надо исследовать! Спасибо за душевное пожелание! С Весной Вас!!!
Настоящее исследовательское путешествие! Светлана Николаевна, передавайте юному первооткрывателю Весны, привет!
ОтветитьУдалитьОбязательно передам! Спасибо, Анна Анатольевна!
УдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна!
ОтветитьУдалитьКогда читаю такие посты, то душа радуется 🙂 Ведь так важно научить ребёнка через общение 🙂 видеть вокруг себя. Заметь то, что происходит вокруг, а рядом идущий взрослый всегда сможет рассказать, подсказать и научить.
Здравствуйте, Виктория Александровна!
УдалитьЗаниматься с ребенком - это как в школе. Если тебе самому нравится, то и детям в большинстве своем понравится. Я сама обожаю наблюдать за природой, следить, кто чем занят (имею в виду насекомые, птицы), задавать вопросы. Муж - точно так же, только он знает больше меня))) Вот и рассказываем сыну о том, что знаем сами или обращаем внимание на интересное происходящее вокруг. А вокруг столько всего происходит, только успевай замечать!
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
ОтветитьУдалитьЗамечательные прогулки! В этом и есть настоящее развитие, в естественном течении бытия..
Здравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьЯ полностью солидарна с Вами: надо из окружающего извлекать всё возможное для развития, а таких возможностей миллиард и маленькая тележка.
Светлана, очень интересно вы прогулки проживаете, и наблюдаете не только за природой, но и за реакцией сына.
ОтветитьУдалитьЯ кстати тоже часто запаздываю с публикацией сообщений😃иногда все таки публикую, а иногда решаю оставить материал до следующего года.
Здравствуйте, Наталия! Наблюдение за малышом - что может быть интереснее? Столько всего того, на что и внимания-то не обратишь, а он увидит целый мир!
УдалитьЕсли уж совсем не в тему, то да, стоит и отложить. Но здесь всё же рискнула. Для большинства россиян март - зимний месяц.