21 сентября 2018 г.

Фокус-покус с Английским в фокусе


Всё-таки не удержусь. Возьму и расскажу о Spotlight-2 (учебник для 2 класса) в качестве примера. По этой линейке я работаю с прошлого года. Раньше была распространена линейка М.З. Биболетовой Enjoy English, я работала по ней 3 года, а еще – по И.Н. Верещагиной для класса с углубленным изучением английского.
Честно признаюсь: меня, по большому, счету, на все 100 не устраивает ни один из существующих учебников для изучения английского языка – ни созданных русскоязычными людьми, ни носителями, ни и теми, и другими. Дело в том, что ни один учебник не способен охватить всего того, что комплексно нужно для каждого ученика, для которого английский язык – совершенно чуждый и непонятный. Либо в нем вообще нет языка, как у Верещагиной и Биболетовой, а есть написанные русские тексты английскими словами; либо язык есть, но мало аудирования, говорения, иногда – мало чтения (этим грешат учебники, написанные совместно носителями и русскими преподавателями, например, New Opportunities, Starlight); либо есть говорение, интересные темы, прекрасные фразы, но мало грамматики, фонетики, техники чтения. Последние пишут носители языка, причем сразу для всех независимо от национальности ученика, а значит особенности ни одного языка в расчет не берутся. Такие, например, New English File, Headway, Cutting Edge, Click on и т.п.
Я упрямо придерживаюсь одной и той же ноты: учить надо живому языку, а не книжному, а это значит должно быть аудирование, говорение, то есть общение на каждом уроке. Да, иногда приходится отдельные уроки посвящать грамматике и отрабатывать сложные моменты, но всё равно занятие надо начинать, как это в международной методике английского принято, с warm-up, т.е. с “разогрева”, когда вам нужно ввести детей в курс дела, задать им вопросы на языке, просить выразить свое мнение. С этим обычно очень большая проблема, но такая тема для отдельного разговора.
В данной статье я хотела бы разобрать учебник Spotlight для 2 класса – первое в жизни ученика пособие по английскому языку (по крайней мере, так предполагается). Очень постараюсь сильно не выражать свои эмоции, дам вам пространство для своего мнения, но, знаете, когда я впервые взяла эту книгу в руки, то была по-настоящему потрясена, т.к. моей первой мыслью, которая прямо-таки промелькнула в моем сознании, была о том, что как же сильно надо не любить (читай презирать) учителя, чтобы создать подобное “произведение искусства”.

Пункт № 1. Картинки.
Мне всегда казалось, что картинки для маленьких детей должны быть светлыми, чистыми, спокойными, а еще информативными. Что вы скажете на это?


А на это?


Глаза пустые, прически непонятные, рот без зубов… Ну не знаю. Может, я что не так понимаю? И потом: весь учебник наполнен сплошными картинками, как и рабочая тетрадь, кстати.

Пункт № 2. Алфавит.
Как вы считаете, за сколько времени ученик качественно выучит английский алфавит? Т.е. не просто назовет несколько букв, а отчетливо, с правильным произношением, а также сумеет их написать на слух без ошибок? Авторы Spotlight-2 считают, что за 3 урока. Так в программе и написано. Более того, дети не просто должны запомнить 26 букв алфавита, научиться их писать, а еще и 26 слов знать наизусть. Причем, слова подобраны с поразительной логикой. Рядом с буквой А всегда стояло родное и любимое apple (яблоко), а здесь –


Где детям муравей понадобится, неизвестно, разве что в какой-нибудь завалявшейся сказке, но из песни слов не выкинешь. К тому же, когда идет аудио этих букв, почему-то произносят звуки. А букв нет. Вот так.

Пункт № 3. Правила чтения.
О, это отдельная песня! Чтобы научить детей читать, данный учебник щедро предлагает целых 2 (!) урока на буквосочетания. Да еще с восклицательными знаками, как, впрочем, все темы этого пособия. Хотите за 2 урока длительностью 45 минут научиться читать по-английски? Берите Spotlight-2. Если у Биболетовой и Верещагиной, по крайней мере, чтение было методически выверено, т.е. всё шло постепенно, от звука к звуку, то здесь я целый год носила детям свои наработки, распечатывала каждому ученику и занималась практически индивидуально с каждым на уроке. Результат это дало колоссальный, логопедия мне была в помощь, я этим горжусь, но какой ценой! В чем смысл такого учебника, в котором нет ни нормальных текстов, кроме песен, состоящих из двух бессмысленных слов, ни правил чтения, ни отработки техники чтения, кроме скупых нескольких страниц в конце пособия? Причем, задание “прослушай диалог и прочитай его” дается уже на стр. 20, т.е. в самом разгаре первой (!) четверти. Как ребенок может прочитать диалог, когда до этого ему ни одного правила чтения, кроме буквосочетаний, не объясняли? Ну да, можно, на зрительную память уповать, но просто слушать и запоминать, как что читается, ребенок не будет и не сумеет охватить такого объема мозговой активности.

Пункт № 4. Лексика.
Можно, конечно, много жаловаться на то, что память у нынешних детей ухудшается, но всё-таки не до такой степени, чтобы несколько уроков изучать 5 слов. Словарный запас этот учебник никак не расширяет, скорее, наоборот. Набор слов весьма скуп.

Пункт № 5. Повседневные фразы.
У Биболетовой фраз было намного больше, они постоянно повторялись и пополнялись. В Spotlight даются какие-нибудь 2-3 фразы, которые повторяются в течение двух-трех недель, но вопрос у меня тот же: неужели человек в здравом уме не способен выучить Hello, What is your name? (Как тебя зовут?), My name is (Меня зовут…) намного раньше да еще и активно использовать это в речи?

Пункт № 6. Грамматика.
Ее нет. Вообще. Т.е. в плане она где-то есть, а вот самого грамматического справочника нет вовсе. В 3 классе он появляется, я детей часто отправляю туда, чтобы они учились им пользоваться, а вот во 2 классе почему-то считается, что его использовать не надо. При этом в “Сборнике упражнений” правила грамматики активно применяются. Только вопрос: откуда их брать, если нигде их нет (мы пока не учитываем того, что учитель в виде меня почти каждый урок распечатывает детям эти правила и заставляет их вклеивать к себе в словарную тетрадь-справочник).

Пункт № 7. Песни.
Есть одна нормальная, честно. Её я даже просила выучить наизусть – стр. 33:


Здесь хорошо обыгрывается глагол-связка to be и слова, связанные с комнатами в доме. Музыка более-менее адекватная, а самое главное – здесь представлены целые предложения, а не отдельные слова, которые обычно в этом учебнике пропевают непонятными выкриками и делают вид, что это рэп.
Несколько лет назад я была на семинаре, где выступала Клара Исааковна или Марианна Юрьевна Кауфманн (простите, точно не помню, кто из них), авторы знаменитого Happy English. Когда я училась в 5 классе (это 1992-1993 гг.), мы по нему занимались. Тогда это был настоящий прорыв в преподавании английского языка, ведь раньше всё ограничивалось самыми простыми словами и заданиями типа “прочитай, переведи”. С помощью этого учебника мы научились многим новым словам, повседневным фразам, выполняли интересные задания. До сих пор помню свою первую учительницу английского Уколову Галину Валентиновну, именно она попросила школу закупить для нас такой учебник, открыв нам настоящий новый мир и знания.
У Кауфманн есть несколько дополнительных пособий, в частности, замечательные книги – сборники песен для детей. Т.к. у меня пока только начальная школа, мы занимались по Songs and poems for Junior School. Песни подобраны с учетом возраста и интересов детей. Проработав с этой книгой год, могу засвидетельствовать, что дети были в полном восторге! Посудите сами: материал песен отрабатывает грамматику и лексику, он интересен и ритмичен. Плюс задания на ура проходили, т.к. они даже и как задания-то не выглядят. А мелодии какие! Просто сказка! Тут вам и рэп (настоящий и адекватный), и кантри, и поп, и джаз, а поют исключительно носители языка. Мы и ритм отбивали ладошками и ножками, и я детям пела соло джаз (это отдельная история, там был открытый урок))), и дети сами пели, - одним словом, работа кипела, и всем она нравилась. Кстати, не хотите вы ли спеть одну из моих любимых песенок про гномика? Текст песни предлагаю ниже:



Вот, собственно, и всё, что хотела сказать по учебнику Spotlight. Лишь к 4 классу появляются более-менее нормальные тексты, но лексика по-прежнему бедная. 5-й класс начинается с алфавита (???). 7 класс мне попался в руки, там уже на что-то близкое к английскому похоже. А вообще я мечтаю работать по учебникам, которые писали носители языка, потому что лучше них никто не напишет, а мы, преподаватели из разных стран, просто подстраивались бы под язык своих учеников, под нашу страну и реалии.
Со Spotlight для начальной школы получается, что учебника нет вообще, и учителю ничего не остается, как в течение 3 лет работать по своему собственному учебнику, который должен быть у него в голове. А это значит – колоссальная подготовка к каждому уроку, поиск материалов для аудирования, говорения, чтения, грамматики, - т.е. всего. Может быть, так и надо или я опять что-то не то понимаю?

Первая картинка из интернета. Фото представлены из учебника Spotlight 2 (М.: Просвещение, 2016) и Кауфманн М.Ю. Английский язык: Songs and poems for junior school = Песни и стихи на английском языке для начальной школы: учебное пособие. - Обнинск: Титул, 2016.

31 комментарий:

  1. Увы, у нас и в математике не много хороших учебников, и что самое интересное, ни один толком не готовит ни к ОГЭ, ни к ЕГЭ

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Анна Борисовна! Да, мне одна коллега тоже жаловалась по этому поводу.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Вопрос об адекватности школьных учебников стоит давно. С тех самых пор, как исчезла единая школьная программа. Не знаю, кому пришла в голову "гениальная" мысль многопрограммности и свободы выбора (школами) учебников.
    Помню, как у в одной из школ в начальных классах вместо учебника по математике использовали... "Задачник" Г.Остера! И родители были в восторге от такого прогрессивного подхода.
    Для меня всегда книги Остера были чем-то юмористически-развлекательным, где можно было "вволю поржать", а тут... учебное пособие (?)
    Что касается английского языка... я его не учила. Пыталась, правда что-то учить вместе с Ваней в школе, но заболела и "много чего пропустила". Потом нагнать было очень сложно, и я сдалась.
    Так что английский для меня - темный лес...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Разные учебники - это всё у нас детей хотят развлекать. Чего только не придумывают: креативное мышление им подавай, песни-пляски-свистопляски. А учеба-то где? Ведь теория должна быть, как без нее? Я не против интереса, но когда учебник, как Spotlight для начальной школы, превращается в сплошное развлечение и карусель без содержания, это становится уже совсем серьезно и грустно.
      По поводу задачника Г. Остера - да, слышала о таком. Ужас, что тут скажешь. Ну родителей так и ловят волшебными словами: индивидуальный подход, новейшая методика, английский за двое суток, школа ничему не научит и т.п. А по сути деньги делают, и не мало, заметьте.
      Иностранный язык не поздно начать учить никогда. Было бы желание и...хороший преподаватель. Всё получится!

      Удалить
    2. Ой, Светлана Николаевна, Вы меня обнадежили. Попрошу Ваню дать мне основы языка. Может быть и правда, получится :)

      Удалить
    3. Ирина Валерьевна, ко мне 3 года ходила заниматься английским женщина под 50 лет. Сейчас ездит к дочери в Данию, общается там на языке. У нее было очень большое стремление, и она добилась того, чего хотела. А я за нее радуюсь)))

      Удалить
  3. Здравствуйте, Светлана Николаевна! В нашей гимназии тоже учителя работают по этой программе. Работали и по Биболетовой и по Верещагиной. Не в восторге и от этого, но что делать. Я учила немецкий, а когда внуки начали английский изучать, помочь ничем не могла. И всегда меня возмущали рисунки в учебниках начальной школы - ну ведь это же дети, как так рисовать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! А как может помочь родитель, если в самом учебнике ничего нет? Причем, в буквальном смысле этого слова. А картинки и правда чудовищные. Я когда увидела учебник какой-то для 4 класса, где была нарисована полуголая барышня, которой какой-то мужчина корсет завязывает, удивляться стала мало чему.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Я знакома с учебниками Биболетовой и Кузовлева. Сейчас ко мне ходят дети заниматься. Мы занимаемся по Кузовлеву. Но мне эти учебники тоже не нравятся. Да, они к ОГЭ и ЕГЭ вообще не готовят детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Кузовлев - это полный кошмар. По-русски писать английскую транскрипцию?! Нет, выше моих сил на это смотреть.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Светлана Николаевна. В нашей школе тоже ведётся обучение по этим учебникам, причем и в старших классах эта же линия. Мне как родительнице учебники не нравятся, соглашусь с каждым вашим доводом. Добавлю, цены на них + рабочие тетради, контрольные и тесты заоблачные. Правда , мы учебники не покупаем. Сами ученики через 2- 3 года приходят в негодность, качество страниц ужасное, обложки не подходят, высота пособий такая, что под них приходится покупать ребенку ранец.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Ольга Александровна! Я постоянно детям говорю: не носите вы эти тяжести! Носите по очереди. У нас еще для некоторых классов сделали так: одни учебники дома, другие - в классе. Это здорово! Величина, я согласна, очень большая, бумага тяжелая, а толку никакого - одни картинки! Я как-то долго искала обложки для этих кошмарных рабочих тетрадей, а учебники беру в библиотеке, не хочу лишнюю макулатуру дома держать.

      Удалить
  6. Об учебниках ежегодно говорим не просто много, а очень много...
    Не сторонница я различные нелицеприятные эпитеты давать учебным пособиям, но критика конструктивная, без эмоций очень даже верная.
    С психологической и педагогической точек зрения смотреть можно и нужно на учебник! Согласна! И всякие-разные картинки заменять напрочь!
    Если бы мы могли изменить ситуацию с учебниками... Если бы...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Помню, как я любила свои школьные учебники. Там такие были картинки добрые! С упоением на них смотрела, по несколько раз перелистывала страницы, а теперь и в руки брать не хочется.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Ох, уж эти учебники!!! Как школьный библиотекарь, могу сказать, что нет ни одного учебника, ни по одному предмету, которыми были бы довольны учителя! А ведь экспертизы (и не одну) проходят эти учебники. Вот только авторы и эксперты далеки от простых школьных учителей...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Наталия Викторовна! В том-то и дело, что далеки. Как можно быть экспертом, если ты не знаешь ребенка, его особенностей? Возрастная психология и педагогика - ведущие дисциплины, когда хоть каким-то образом касаешься работы с детьми. А тут получается очень некрасивая и неприятная картина.

      Удалить
    2. Как это эксперты не знают особенностей развития ребёнка? Нельзя обвинять огульно всех людей.

      Удалить
    3. "Как можно быть экспертом, если ты не знаешь ребенка, его особенностей?" - разве учёным незнакома возрастная психология?

      Удалить
    4. Те, кто просто взял учебник для детского сада носителей языка и принес его в русскую школу, учеными не считаю.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Очень актуально! Да, идеальный УМК еще никакой авторский коллектив не разработал.) Но все же сейчас изучение языка направлено на достижение двух основных целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции и развитие личности учащегося. Одним учебником, конечно, этого нельзя достигнуть. Бывает и так, что в одном классе один УМК очень помогает в работе, в другом – наоборот. В некоторых школах методобъединения и решают, по какому УМК работать. И если линейка учебников «не пошла», то от нее стараются избавиться. Да, это и определенные финансовые проблемы для школы. Но все же выбор есть. А если бы была одна линейка учебников на всю страну? (Когда-то так и было.) Хорошо это или плохо? У каждого свое мнение. Но в основном вопрос по УМК решается по-другому.( А последствия … Я очень долго подбирала УМК по английскому для начальной школы. Школа, где веду английский, – малокомплектная. Родители моих учеников когда-то изучали немецкий. Это я тоже учитывала. Сделала распечатки страниц из «Spotlight», «Enjoy English» и «Rainbow English».Провела родительское собрание, на котором решили, по какому учебнику будут изучать дети английский. Кстати, родителям понравились иллюстрации, которые были представлены на страницах УМК «Rainbow English». Полистали учебник и пришли к мнению, что можно и нужно работать по нему. Не скажу, что было легко … Есть классы, где родители и их дети с должным вниманием относятся к подготовке домашних заданий (в начальной школе при двух часах в неделю это особенно важно!), есть класс, где родители прямо дают понять, что их детям английский не пригодится в будущем, а значит, нечего на него тратить силы и время (и это уже в начальной школе!). Или говорят: «Ничего сама не понимаю, поэтому ничем не могу помочь ребенку!» А я прошу только проконтролировать выполнение домашнего задания. Если ребенок не понял, мы тут же разбираем задание на уроке. Спасибо за пост! Спасибо за песенку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Борисовна! Ну как у нас обычно делается? Закупаются книги на всю школу, а потом - работайте по ним. Кто нас спрашивал? Только мне до сих пор не понять, почему изъяли Биболетову. Интересно, что ее УМК просто уничтожили и заставили заниматься по Spotlight. Наводит на нехорошие размышления.
      Иллюстрации в Rainbow English и правда неплохие, но там тоже нет языка. Однако лучше, чем Spotlight.
      Увы, не со всеми родителями удается найти общий язык. Удивляет меня слова родителей о том, что язык не пригодится. Как это?! Вы уже с начальной школы закрываете ребенку все двери в огромный мир? Может, он сам потом решит, надо ли ему продолжать заниматься языком, или нет? А так - хотя бы элементарные фразы скажет, не совсем профаном за границей будет. Я в шоке: английский в будущем не пригодится...

      Удалить
    2. С УМК Биболетовой М.З. странная ситуация.Видимо, кому-то нужно было очень, чтобы УМК исключили из Федерального перечня.
      "Либо в нем вообще нет языка, как у Верещагиной и Биболетовой, а есть написанные русские тексты английскими словами".
      В УМК Афанасьевой О.В. тоже такой же набор текстов, думаю, здесь акцент сделан на доступность,посильность обучения и,безусловно,сознательность.Согласитесь, что если основная часть лексики понятна и знакома ученику, то и дальнейшая работа по тексту не вызовет у него затруднений.Грамматике в нашем учебнике уделяется достаточное внимание: очень много заданий разработано на формирование прочных, устойчивых грамматических навыков.Что значит нет языка? Поясните, пожалуйста, свою позицию, Светлана Николаевна, мне, как начинающей в этом нелегком деле.Можно взять на примере самой первой темы учебника Rainbow English для 5 кл.Кстати, начальные темы 5 кл. в Spotlight и Rainbow English - это небо и земля.)А с родителями(некоторыми), увы, вот такая история...(

      Удалить
  9. По поводу языка все понятно)Извините, Светлана Николаевна.)А первый урок у Афанасьевой, будет время, посмотрите.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Наталья Борисовна! Нет, я с Вами полностью согласна по поводу Rainbow. Иллюстрации добрые, лица нормальные, краски подобраны спокойные. Грамматика богатая, и вообще - да, он методически выверен. Только...ну нет там языка, и всё! Это школьный уровень, книжный английский. Но если бы мне разрешили выбирать между Rainbow и Spotlight, конечно же, выбрала бы Rainbow! А по кэмбриджским учебникам у нас только Москва имеет право работать.

      Удалить
  10. Кэмбриджские и оксфордские не по карману.)Для многих школ)Если только гимназии,где идет углубленное изучение языка, закупают.А почему нельзя по аутентичным другим?)Если родители согласны, почему бы не заниматься?Только, наверное, самим покупать все(SB,CD,WB) нужно будет (сумма немаленькая).И заниматься в доп.время.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не разрешают заниматься по другим учебникам даже с согласия родителей. Только Москва так может. Да, нормальные учебники действительно стоят дорого. Вот и получается, что школа не настроена на живой язык, а на книжный.

      Удалить
  11. Это, наверное, чтобы репетиторы без дела не сидели.А что есть какой-то документ, разрешающий Москве заниматься по кембриджским учебникам?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А некоторые репетиторы не утруждаются, просто занимаются по школьным учебникам. Причем, некоторые специально вперед идут, а ребенок потом сидит на уроке и что-нибудь раскрашивает. Или сдает мне рабочие тетради, а там на несколько листов вперед всё сделано.
      Нет, такого документа, конечно же, нет. Просто столица. И этим всё сказано. Я просто знаю от проверенного источника, что в одной московской школе (не углубленной по языкам) занимаются в 10-11 классах по прекрасному учебнику Activate. Закупаются на 2 года сразу, и дело с концом. Плюс они еще тесты закупают для ЕГЭ Махмуряновские.

      Удалить
  12. Светлана Николаевна, мне кажется, что идеальных учебников нет в принципе! Понимаю Ваше недовольство.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полностью с Вами согласна, только всё-таки не до такой же степени может быть учебник бесполезным, как описанный мной. Какую-то информацию он должен содержать, а тут получается...

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^