12 июня 2014 г.

Одна из педагогических ошибок

Недавно посмотрела советский фильм «Предательница» (1977). Вообще я очень люблю советский кинематограф, а фильмы о школе – как не любить? Смотришь и удивляешься, насколько всё изменилось. К чему-то хочется возвратиться, а к чему-то нет.
Решила особенно выделить этот фильм, потому что всё время, пока его смотрела, критиковала действия воспитателя – Марии Александровны и хотела бы этой критикой поделиться с вами.
Действие происходит в интернате. Думаю, особенных комментариев по этому поводу быть не может. Большинство детей убеждено, что очень скоро мама за ними придет и заберет отсюда. Специфика работы в таких школах, само собой, отличается от обычной, хотя и в обычной школе приходится порой быть настоящей мамой для ребенка: следить за его одеждой, наблюдать, поел ли он, сыт ли, чего он хочет, заботиться о его здоровье, спрашивать, как у него дела.

Мария Александровна – классный руководитель 6 «А». Ее не просто любят, ее обожают. Она время от времени оставляет детей ночевать у себя дома, на свою мизерную учительскую зарплату покупает им мороженое, ночует в интернате, заботится о каждом вверенном ей ребенке, учитывая что частенько случаются драки, оскорбления, плохое поведение. Показывали одну маму, которая пришла к мальчику Саше, но он так и не захотел с ней поговорить. Ведь она от него отказалась, она его «сдала» куда-то далеко от себя, и простить этого он ей не мог.
Естественно, Мария Александровна не замужем, т.к. всю себя посвящает детям. Ребята никогда не задумывались о том, что у их учительницы может быть какая-то своя, отличная от них, жизнь, в которую им доступ запрещен. Наступает момент, когда учительнице предлагают выйти замуж и уехать в другой город. Она соглашается, но когда дети узнают, что она скоро уезжает, воспринимают это как предательство, особенно один мальчик, который даже спрыгнул с крыши в конце фильма – сломал ногу, но остался жить, сквозь слезы просил прощения у учительницы.
Более того, весь педагогический состав ополчился против Марии Александровны и не хотел ее отпускать. Аргументы были разные. Во-первых, найти воспитателя сложно, когда в интернате нет даже сантехников и слесарей. Во-вторых, 6 «А» - класс непростой, справиться с ним не каждый сможет. А вот в-третьих, по выражению одного педагога, разве можно приручить к себе и бросить? Ведь этих детей уже однажды предали, разве можно предавать их во второй раз?
Заканчивается фильм неопределенно. Пока Мария Александровна никуда не уехала, по-прежнему занимается детьми, ночует в интернате. Что будет дальше – неизвестно.
Итак, самой большой ошибкой данного учителя я считаю чрезмерную привязку к себе детей. В интернате, наверное, по-другому быть не может, но я и сама часто сталкиваюсь с тем, что дети не воспринимают учителей как людей, поэтому я считаю своим долгом им это объяснить. Если этого не сделать – будет такое же сопротивление со стороны детей. И вы знаете, мои объяснения пошли на пользу. Мой класс в курсе, что у меня, лично у меня, могут быть свои личные дела, и посвящать в них детей  я не только не обязана, но и вообще не должна об этом даже упоминать. Одно дело, когда идет задушевный разговор, когда по воле самого учителя рассказываются какие-то интересные вещи о своей жизни, но это должно быть только по воле учителя, а не воле кого-то еще.
Я за четкую границу между «учитель» и «человек». В моем классе были моменты, когда некоторые девочки считали, что если я с ними на перемене о чем-то задушевном поговорила, то просто обязана на уроке поставить им «5». Даже с родителями вела беседу на эту тему и обнаружила, что дети часто и родителей как людей не воспринимают. Т.е. понимают, конечно, что родители не роботы, но чтобы вот так, по-серьезному, что родители – это люди…
Как же так? Получается, что восприятие ребенком родителя – это, как выразилась одна мама, «кредитная карта». Или «стиральная машина». Или «плита» и т.п. Но ведь так быть не должно! Кто может быть ближе к ребенку, как не родитель? Даже если он работает, даже если видит ребенка только вечером, но он от этого не перестает быть родителем! Как не объяснить ребенку, что мама/папа тоже устают, хотят есть, просто иногда растянуться, чтобы отдохнуть, потому что на работе были оставлены все последние силы? Нужно это внушать, разговаривать на эту тему, когда только возникнет потребность, а не решать все проблемы криком или просто отмахиваться. В буквальном смысле нужно проговаривать все эти моменты, и тогда всё изменится, ребенок поймет, что он на свете не один, и уровень его «потребления» в «обществе потребления» снизится. Честное слово, я это сама наблюдала. Когда ребенок заходит во время перемены и спрашивает, можно ли пересдать тему, а когда я называю дату и время, выпаливает: «А мне неудобно в это время!», я в таком случае говорю: «Отлично. Сейчас я достану свой ежедневник и напишу, когда тебе будет удобно, а ты достань свой и посмотри, не назначена ли у тебя важная встреча». С этого момента ситуация меняется. Ребенок понимает, что нужно начинать с вопроса «а когда вам удобно?», а не наоборот. Несколько раз таким образом объяснишь, покажешь ошибочность его мнения, а на 100-й раз он уже будет думать, что вы, наверное, тоже проголодались и на этой перемене принять его никак не сможете.
Разумная грань везде и во всем – это оптимальный вариант, главное – найти эту грань, не перегибать палку. Иначе недалеко и «предателем» стать, как в том фильме.

8 комментариев:

  1. Здравствуй, Света!
    Непростая тема затронута в сообщении. Не со всем согласна я с тобой.
    Мне кажется, что не должно быть границы между понятиями "учитель" и "человек". Должны понимать, что учитель - это тоже человек, со своей, отличной от школьной, жизнью.
    И противопоставлять себя не могу ученикам. Так думаю и думала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Оля! Может, я не так выразилась, но мне очень важно, чтобы меня не воспринимали только как учителя, я этого не хочу. Я, прежде всего, человек, и мне хочется, чтобы это учитывалось. А почему настаиваю на грани между тем и другим - потому что очень много конфликтов из-за этого возникает.

      Удалить
  2. Согласна с Вами, Светлана Николаевна, что у педагога ДОЛЖНО быть свое личное пространство, а вот насчет привязки к детям...? Я думаю иначе...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, насчет привязки к детям - думаю, этого не избежать, если детей вообще любишь. Я даже, бывает, скучаю по ним. Доходит до того, что приходит один мальчик из моего класса и говорит: "Моя мама уже беспокоится: Вы так давно нам не звонили". Т.е. я уже как член семьи воспринимаюсь. Душа болит за некоторых детей, это есть.
      Но нельзя привязываться настолько, что, например, забывать о своих собственных детях и семье, которые тоже нуждаются во внимании и заботе.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Светлана Николаевна. Я тоже люблю и фильмы, и книги о школе (закупила 4 книги на лето по этой теме). Фильм "Предательница" смотрела давно... Вы побудили посмотреть ещё раз. Фильм чудесный. Заставляет о многом задуматься. Трудно вывести общую формулу поведения для всех учителей... Каждый случай индивидуален! Кого-то нужно и обнять, а кого-то иногда и "на место поставить", только в любом случае к своей работе нужно с любовью относиться... Вспомнились слова из "Маленького принца": "Мы в ответе за тех, кого приручили…" и ещё "Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Александровна! Я полностью согласна с Вами: для каждого ученика должен быть свой, индивидуальный подход. Но я за личное пространство учителя, он не собственность ни детей, ни родителей.

      Удалить
    2. Вы правы. Нельзя позволять профессиональному (даже любимому профессиональному) вторгаться в личную жизнь! Семья - это самая большая ценность в жизни человека. Работа (даже очень любимая) всё-таки РАБОТА!!! Её можно поменять, как и место жительства, а вот Семья - это то, что нужно оберегать. Когда же позволяешь профессиональному постоянно вторгаться в личное пространство - это предательство по отношению к себе и своим близким.
      Что касается фильма, то здесь Мария Александровна поставила себя (невольно) в положение ПРЕДАТЕЛЯ при любом исходе, ведь, если она останется с детьми, она предаст любовь и любимого человека, и своё личное счастье, а, если уедет...

      Удалить
    3. Полностью согласна с Вами по поводу Марии Александровны, она неправильно себя повела с самого начала. Но я ей очень сочувствую, даже плакала на определенных моментах в фильме, так меня тронуло ее отношение и детское отношение....

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^