Сегодня
мы пройдем с вами по крестному пути Спасителя – с того
самого момента, как Он был осужден на казнь и до Его Воскресения. Конечно же,
вся эта дорога располагается в Старом городе, называется Via Dolorosa, что в переводе с
латинского означает “Путь Скорби”, но мы, русские, часто называем эту дорогу “Путь
Креста”. Это название улицы, которая так прямо табличкой и обозначается, как вы
видите на начальном фото. Путь этот очень продолжительный, обозначается цифрами
и состоит из так называемых 14 станций. Каждая станция – это тот или иной
эпизод на пути Христа. Некоторые остановки являются частью Священного Предания
– т.е. того, что в Евангелии напрямую не указывается, но передавалось людьми из
уст в уста, и в конечном итоге, дошло до нас. Православная церковь, как и
католическая, например, признает Священное Предание наряду со Священным
Писанием.
Нам
очень помогла брошюрка, которую мы купили на улице Виа Долороса:
Начинается
Via Dolorosa со
здания суда, где Христос был осужден на казнь: “А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда
собрались книжники и старейшины… Первосвященники и старейшины и весь синедрион* искали лжесвидетельства против Иисуса,
чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило,
не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу
разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал
Ему: что же ничего не отвечаешь? что́ они против Тебя
свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом
живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже
сказываю вам: отныне у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и
грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и
сказал: Он богохульствует! на что́ еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали
богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. ”
(Мф. 26, 57-66):
Это место – станция I. Здесь же располагается станция II: “Иисус поднимает Крест”, которая состоит
из нескольких остановок. Здесь же, у здания суда, располагаются две часовни. На
фото вы видите францисканский монастырь Бичевания и часовню Бичевания. “Тогда
Пилат взял Иисуса и велел бить Его” (Ин. 19, 1):
Бичевание
– один из самых жестоких атрибутов того времени для мучения человека. Плети, которыми
били, были с острыми железными наконечниками, что не просто причиняли
дополнительную боль, но рвали плоть на клочья. Обычно приговоренных к крестной
смерти, как к самой позорной и мучительной, бичевали перед казнью именно так. Многие
не доживали до казни – настолько бесчеловечным и беспощадным было наказание
этими плетьми. Добавим еще издевательства и унижения от римских солдат, когда
любой из них мог сделать всё, что угодно, и это не считалось чем-то зазорным,
наверное, наоборот, за это хвалили.
Совсем
неподалеку находится Капелла Осуждения – двор, выложенный литостротами, т.е.
большими рубчатыми камнями. Согласно Священному Преданию, это место было частью
двора, где судили Господа Иисуса Христа: “А воины отвели Его внутрь двора, то есть в
преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый
венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени,
кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в
собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. (Мк. 15, 16-17)”:
Когда
мы зашли внутрь, обнаружили нечто наподобие ресепшена, а внутрь можно было
зайти, что-то заплатив. Мы не стали заходить и вышли обратно на улицу.
Там
располагалась “Темница Спасителя” – очень трепетное и одновременно страшное
место:
Спускаетесь
вниз:
А
дальше начинается жуткое:
Как
видите, тюрьмы раньше были каменные, холодные и мрачные. Если кто был в
подобных местах, думаю, ощущения были те же. Однако когда я спустилась в
подземелье, помнила о том, что здесь сидел Варавва – страшный разбойник,
торжество величайшей несправедливости, и благоразумный разбойник – тот, кто
покаялся в последние минуты своей жизни, с последними вздохами принял и обрел
Христа.
Икона,
изображающая сидящего в темнице Христа:
В
Храме Гроба Господня можно увидеть эти колодки – когда двинуться, а уж тем
более сбежать нет ни малейшей возможности. От обездвижения наверняка нестерпимо
затекали ноги:
Подходим
к темнице Спасителя:
Такой
же мрачный подвал, но там у меня были те же ощущения, как на Голгофе и в
Кувуклии. Невозможно объяснить это Присутствие. Оно просто есть, с этим ничего
не сделаешь.
Справа
от этой камеры находится церковь – наша, родная, православная:
Выходите
на улице и видите арку Ecce
Homo – с
лат. “Се,
Человек” (Ин. 19, 5):
Это
знаменитые слова Понтия Пилата, который сделал последнюю попытку оправдать
Спасителя, потому что сам, будучи обвинителем, видел, что Христос ни в чем не
виноват. Он вывел Христа – избитого, в терновом венце, Всего в крови, перед
ревущей от злобы толпой и пальцем указал на Осужденного: Вот, Человек, Которого
вы хотите предать самой мучительной смерти. Я не вижу в Нем никакой вины.
Посмотрите, я Его уже достаточно наказал, Он до полусмерти избит и унижен, чего
же еще вы хотите? Но дьявол требовал распятия, и Пилат от страха не посмел
отказать толпе и первосвященникам. Вымыл руки, но навеки замарал свою душу.
Совсем
неподалеку располагается Третья станция – “Место первого падения Иисуса”. Здесь
на пожертвования польских солдат установлена польская часовня:
Буквально
в двух шагах находится Четвертая станция – “Иисус встречается со Своей Матерью”.
Здесь находится армянская церковь Богородицы Великомученицы:
Эта
станция – тоже часть Священного Предания. В Евангелии упоминается, что
Пресвятая Богородица стояла у Креста, но нигде не написано, что Она шла
Крестным путем со Своим Сыном, а иначе быть просто не могло. Страдания Матери
не поддаются никакому описанию, наверное, поэтому евангелисты просто не посмели
подробно описать эти страшные муки, Которые испытывала Пречистая, видя, как
издеваются над Ее Сыном.
Пятая
станция – “Симеон Киринеянин помогает Иисусу нести крест”. “И когда повели Его, то, захватив
некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес
за Иисусом” (Лк. 23, 26). Здесь находится францисканская часовня:
Я
только могла с ужасом думать, как в такую жару и изнуряющий зной можно было
вообще идти. А еще полностью избитым, с разорванной плотью, с терновым венцом
на голове, когда тысячи игол постоянно впиваются в кожу, заливая кровью и пóтом
глаза, с огромным крестом на спине, который превышает собственный рост в два, а
то и в три раза… Христос падал несколько раз, а потом встать не смог. Вот здесь
и попросили случайного человека, вошедшего в историю, нести Его крест.
Шестая
станция, тоже часть Священного Предания, - “Вероника обтирает Лицо Иисуса”.
Здесь находится греко-католическая часовня Младших сестер Иисуса:
Тех,
кто слушал Христа и всем сердцем принимал, было очень много, но они боялись
открыто об этом говорить. Так, святая Вероника оказала самую простую помощь
Господу – достала платок и дала Ему обтереть от крови и пота Свое Лицо. Лик
Спасителя чудесным образом отпечатался на этом плате, который получил название “плат
святой Вероники”, хранится в Ватикане как первая икона Спасителя. У нас же,
православных, эта икона известна под названием “Спас Нерукотворный” и
представлена разными вариациями, а суть одна и та же (фото из интернета):
Станция
Седьмая – “Иисус падает во второй раз”. Это порог Судных врат, древних стен,
где располагается францисканская капелла. Здесь осужденным на казнь еще раз
зачитывали приговор или помилование: “Пилат
же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь
Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был
распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски,
по-гречески, по-римски” (Ин. 19, 19-20).
Восьмая станция – “Иисус утешает плачущих женщин
Иерусалима”. Женщины, следовавшие за Христом, принимавшие Его учение, горько
плакали и рыдали, видя мучения Спасителя. Однако Христос сказал им удивительные
слова: “… дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях
ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы
неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и
холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что
будет?” (Лк. 23, 28-31):
Пройдет несколько лет, и пророчество исполнится в
точности. Иерусалим будет до основания разрушен во время восстания
евреев против римлян в 66-70 гг. н.э. Осада Иерусалима
длилась 5 месяцев. Упорство евреев привело римских солдат в исступленное
бешенство, так что они хватали и распинали на кресте каждого, кто пытался выйти
из стен Старого города и набрать хотя бы травы для пропитания. Голод стоял
чудовищный, так что нередки были случаи людоедства. Когда город взяли
приступом, кровь в буквальном смысле лилась рекой. До этого многие умерли от
голода, во время приступа – от ножа и меча римлян. Величайший Иерусалимский
храм был полностью разграблен и сожжен, оставили буквально мизер, и то для
военных целей. Тит, сын известного императора Веспасиана, был тем человеком,
которому суждено было видеть страшную картину, когда римляне вспарывали животы
евреям в надежде найти там золото. Ему приписывают слова, которые он,
потрясенный, произнес, когда зашел в Иерусалим, - слова о том, что не он
совершил всё это, Сам Бог покарал этого город. Был ли Тит таким чувствительным
или нет, доподлинно знает один Господь, но от Иерусалима камня на камне не осталось,
стариков и слабых убили на месте, сильных взяли для гладиаторских боев,
мальчиков, юношей и женщин продали в рабство, а вождей Иоханана и Симона
отвезли в Рим, заставили идти в триумфальной процессии, после которой Симон был
казнен, а Иоханан брошен в темницу, где впоследствии умер.
Девятая станция – “Иисус падает в третий раз”:
Здесь расположена Коптская церковь и эфиопский
монастырь:
Атриум возле коптского монастыря:
Это так называемый “второй этаж” ранее храма
крестоносцев св. Елены - уже Храм Гроба Господня.
Десятая станция: “С Иисуса сняли Его одежды”: “Воины
же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому
воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак
сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет,-
да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей
бросали жребий. Так поступили воины” (Ин. 19, 23-24).
По высоким каменным ступеням вы поднимаетесь
вверх:
Внутри находится Часовня разоблачения или Католический
Придел Деления Риз:
Фотографировала через стекло. Раньше вход в Храм
Гроба Господня был именно здесь. На общей фотографии в современный вход в Храм Гроба
Господня с правой стороны эта часовня видна справа:
Одиннадцатая станция – “Иисуса прибили гвоздями к
Кресту”. Это уже на горе Голгофа. Когда входите в Храм, сразу же поворачиваете
направо и поднимаетесь вот по такой витой лестнице. Только держитесь крепче,
можно легко упасть:
Когда поднимаетесь, справа видите вот такое мозаичное
изображение, это и есть 11-я остановка:
Двенадцатая остановка – “Распятие и смерть Христа”:
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил?»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил?»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»
* * *
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
(А.
Ахматова)
Тринадцатая остановка – “Снятие с Креста”: “После
сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев,- просил
Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.
Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из
смирны и алоя, литр около ста” (Ин. 19, 38-39).
Это – Камень Помазания. Туда положили Христа,
чтобы приготовить Его Тело к погребению. Делали всё наспех, поэтому чин
погребения был совершен не до конца. Именно Камень Помазания – первое, что вы
увидите, когда зайдете в Храм Гроба Господня. На стене – огромное мозаичное
изображение этого события:
Пятнадцатая станция – “Положение во Гроб”,
собственно Кувуклия, где и произошло Воскресение Христово, а сейчас круглосуточно
горят 43 лампы:
Св. прав. Иосиф Аримафейский отдал Христу свою
гробницу, высеченную в скале, как это было принято раньше. С его стороны, это был
поступок, навсегда поставивший крест на его земной карьере. Прийти к Пилату и
просить Тело Христа – свидетельство его смелости и веры во Христа. При земной
жизни Спасителя Иосиф боялся открыть себя, но при её конце, окончательно уверовав
в Сына Божия, он решил отдать Ему хотя бы что-то, хотя бы маленькую крошечку из
того, что имел сам, а именно место погребения. Как оказалось впоследствии, это
была вовсе не крошечка, а жертва земной славы, почета и уважения, и далеко не
каждый способен был на такой поступок. Потому мы и почитаем и св. прав. Иосифа,
и св. прав. Симона как образцов и ярких примеров того, что, как говорят святые
отцы, “делай, что должен, а там – будь, что будет”. Т.е. в обстоятельствах,
требующих однозначного решения, сомневаться нельзя, с какими бы трудностями они
не были сопряжены. Причем в каждом из нас есть голос Бога – наша совесть.
Как-то очень давно, один священник, внимательно
посмотрев на меня, когда я сказала “ничего не знаю”, спокойно произнес: “Всё ты
знаешь….”, имея в виду, что изначально нам доступно понимание, нормальный мы
поступок совершаем или нет, а дальше уже начинаются помыслы, засоряющие
сознание, бьющие нас о камень сомнений и пререканий с самим собой и Богом. Господи,
дай вразумление поступать так, как Ты говоришь, “не как Я хочу, но как Ты” (Мф.
26, 39)!
Спасибо, Света, за рассказ о последних часах жизни Иисуса Христа!
ОтветитьУдалитьЭто непередаваемо, никаких слов нет, чтобы рассказать обо всём.
УдалитьИдти по дороге, по которой шел Иисус - почётно и грустно...
ОтветитьУдалитьДа, Вы правы, Ирина Михайловна...
УдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна!
ОтветитьУдалитьВнимательно, с огромным интересом прочитала все 4 части Вашего путешествия. Благодаря подробному повествованию и прекрасным фотографиям, прочувствовала и Ваши впечатления от перелета, и первые часы в Иерусалиме. Узнала, что такое Шаббат, побывала на рынке, где всего в изобилии. И, конечно, почувствовала Ваш восторг и безмолвное восхищение от посещенных святых мест, связанных с последними днями Иисуса Христа! Очень рада, что Ваша мечта сбылась!
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Очень рада Вас видеть! Эта дорога, как и пребывание в Иерусалиме, требует уединения и сосредоточения. Тяжело идти по этой дороге, тяжело смотреть на эти скорбные святые места, но в то же время ощущаешь непрестанное Божие благословение и Его присутствие, пронизывающее каждый уголок, каждую часть и Святой Земли, и каждую клеточку тебя самого.
УдалитьПочему-то больше всего в памяти Иешуа из "Мастера и Маргариты".
ОтветитьУдалитьТогда это было впервые - знания о Христе.
здесь опять ощущение реальности
Многие пришли к вере через эту книгу. Произведение пронизано символикой, но Евангелие есть Евангелие. Это первый и последний документ, если так можно сказать, о Христе. Они писались независимо друг от друга в разных местах и разными людьми, и там не найдено ни одного противоречия. Всё что хотел нам сказать Христос, написано в Евангелии, далее - толкования святых отцов, причем нормальные толкования.
УдалитьПравильно и точно Вы написали: ощущение реальности, оно настолько пронизывающе, что невозможно это игнорировать, невозможно сомневаться, невозможно уйти оттуда таким же, каким пришел.
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
ОтветитьУдалитьЭто очень важно, пройти этот путь.
Пройти и осознать.
Спасибо большое за рассказ и фотографии.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна! У меня остался еще один пост в запасе об этих местах, скоро засяду за его написание.
УдалитьСветлана Николаевна, Вы же знаете моё желание докапываться, рассуждать, предполагать... а тут просто нет слов.
УдалитьЯ в полном безмолвии прошлась виртуально по местам и что-то ёкнуло.
Слова излишни, когда сердце говорит.
Да, Ирина Валерьевна, понимаю Вас, потому что по сути своей я сама являюсь скептиком, вообще удивляюсь, как Господь меня привел ко всему этому. И чем дальше я копаю, тем всё больше передо мной открывается бездна. Сотни раз сомневалась, сотни раз проверяла и со страхом спрашивала: "Господи, здесь ли Ты?" и сотни, тысячи, миллионы раз Господь, порой, не сразу, но неизменно отвечал: "Я здесь, не бойся, иди дальше". И всё равно малодушничаю, как бы навсегда избавиться от сомнений и страхов!
УдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна!
ОтветитьУдалитьМне очень нравятся старые города. У них какая-то удивительная атмосфера. Она прям к душе. А когда идёшь по городу со знанием истории, как Вы, так это ещё лучше. Спасибо за интересные и подробные рассказы. Очень интересно читать всё, что высказано от себя, пережито, прочувствовано.
Здравствуйте, Надежда Владимировна! Разделяю Вашу любовь к старым городам. По мне, чем "старее", тем лучше))) Готова дни напролет прыгать по старым камням или ходить, думать о том или ином событии, происходившем здесь когда-то. В дорогу с собой брала Евангелие - там всё написано, в каких городах что происходило, оно и было моей картой, а по Via Dolorosa шла, пользуясь картой, которую купила у местного торговца. Очень помогло, шла и искала соответствующие фото, делала свои. Есть то, чего я не видела в Старом городе, но почему-то кажется, что туда еще вернусь и уж точно увижу!
УдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна!
ОтветитьУдалитьНесколько раз перечитала Ваш пост, а перечитывая, возвращалась от абзаца к абзацу, от фотографии к фотографии!) Нет слов, чтобы выразить словами все мои чувства!!!
Я также благодарю Вас за рассказ о последних часах жизни Иисуса Христа!!!)))
Здравствуйте, Елена Владимировна! А знаете, я и сама перечитываю, сотни раз возвращаюсь, ну невозможно по-другому)))
УдалитьСветлана Николаевна, здравствуйте.
ОтветитьУдалитьДревние камни, История - всё так удивительно! Почитала у вас пост и сподобилась посмотреть несколько видео: без каких-то закадровых комментариев, просто о том, что человек увидел внутри Храма и за его стенами. Такое разнообразие конфессий, оттенков кожи, внешнего вида... Мне даже показалось, что я видела индусов, но они скорее всего просто туристы. Даже не знаю, как в таком людском водовороте можно настроиться на нужный лад. Но вам это явно удалось! Спасибо за интересности и древности!
Здравствуйте, Галина Станиславовна! Индийцы там есть, это факт, многие из них христиане. В самом храме Гроба Господня и Старом городе я что-то их не помню, а в городе видела.
УдалитьКогда была там, людей не замечала, внутри было Silentium.
Светлана Николаевна, добрый день. Вы прошли этот путь...
ОтветитьУдалитьСпасибо за все Ваши публикации, эмоции, мысли и переживания
Здравствуйте, Анна Борисовна! Путь был тяжелый. И не только потому, что мы всё искали сами. Где-то спрашивали, начали вообще со второй половины, затем развернулись и по второму разу пошли, чтобы дойти до конца. Но цель была поставлена, и мы не могли не пройти этим путем, оно было бы как-то странно, если бы не прошли.
УдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна!
ОтветитьУдалитьВы молодцы, что сделали это, прошли этот путь... Уверена, что мысли стали ещё светлее, а мир вокруг добрее..
Светлана Николаевна, боюсь, спрошу глупость, но не спросить не могу - а Вы слышали о том, что прошедшие Путь Христа излечиваются даже от смертельно опасных болезней? Мол, поэтому многие люби и приезжают в это святое место...
Здравствуйте, Лилия Павловна! Ооооо, это тема отдельного разговора, я разнесу одного экскурсовода в одном из своих постов, но уже о Турции, и намного позже, настолько меня задело это потребительское отношение к святыне!
УдалитьОднако в святых местах и не только, по искренней вере, а главное, если Бог соизволит, человек и правда может исцелиться. С евангельских времен ничего не поменялось, Христос во все времена Тот же. Только относиться к этому нужно очень и очень осторожно. В общем, позже обо всём напишу.