Впервые прочитала совсем не
детскую книгу полюбившегося мне писателя А. Жвалевского. Почему не детскую?
Потому что в ней всё предельно запутанно, сложно, и разобраться с ней бывало
трудновато.
Были моменты, когда я
бунтовала, не принимала мнения героев, проецировала их мнение на мнение автора,
но потом видела, что в конце концов многие мысли схожи с моими, и от этого читать
становилось легче.
Взять хотя бы первого героя –
человека, который без конца переселяется из одного тела в другое. Многие сторонники
реинкарнации захлопали бы в ладоши, а я считала и считаю это проклятием: без
конца жить в разных обличиях, переживая и мучаясь заново, любить и страдать,
ломать свою и чужую жизнь, избавляясь от старых и делая новые, может даже и
роковые, ошибки. И вечно вот так кружиться, а спасения нет.
Вот и автор показал то же
самое. Хотя не могу быть до конца уверенной, правильно ли я его поняла. Но одно
то, что душа героя освободилась только когда он захотел по-настоящему помочь
другому и не просто помочь, а спасти от вечной смерти, убеждает меня в этой
точке зрения. Описаны были 3 его жизни из тысячи уже прожитых. И каждая жизнь –
это жизнь в чужом теле, чужая жизнь, на которую он не имел право, и он
по-настоящему понял это только тогда, когда встретил такого же страдающего
человека, которого полюбил по-настоящему.
Остальные 3 истории про “странных”
людей частями перекликаются с первой. Вторая повествует об очень больном
мальчике Богдане. Вся его жизнь – сплошная боль, страдание. Родители,
разумеется, делают всё, чтобы облегчить его страдания, но самое страшное
заключается в том, что никто не может снять эту боль, можно только ее облегчить
да и то не всегда.
А потом случается чудо, и
мальчик выздоравливает, становится “как все”. Но…он уже совсем не тот
лучезарный мальчик, которым когда-то был. Пусть он без конца болел, но был
светлым, а стал темным. И это замечают очень многие. Ад нарастает с огромной
силой внутри него, а он всё не останавливается, но стремительно бежит навстречу
в его гнилые объятия. Однако просветление наступает. Мальчик снова становится
таким же, как и был: болезненным, когда каждый шаг – боль, каждое слово –
огромный труд, а уж движение – так не всегда удается, что хочешь. Но вместе с
больным и страдающим телом возвращается свет его душе и мыслям. Он любит всех
окружающих, и эта любовь освещает его изнутри, несмотря на нечеловеческую боль.
Третья история про человека,
который вдруг попал на 18 лет раньше. Представьте себе. Вот вы в 2014 году, а
через секунду – в 1996. Что первое бросается на ум? Правильно! Исправить все
ошибки! Вот и главный герой так делает. Он пытается изо всех сил, доходит до крайности,
до отчаяния. Иногда происходит не исправление ошибки, а новые несуразицы, порой
даже драматические. Но всему приходит конец. Герой понимает свое
предназначение, а главное – он любит, и эта любовь спасает его самого и самых
близких.
Четвертая история про
девочку, которая не родилась, но она существует. У нее даже нет рук и ног, где
она нигде и плачет без слез. Она не может понять, почему ей не дали родиться,
она не знает, что такое солнце, но очень хочет узнать. И она начала нырять в
чужие сны. Она узнала, что такое тропинка, обрыв, молодость, счастье. А потом
пришла в сон к своей маме. Ей хотелось высказать маме всё, что она до этого
хотела: слова ненависти за то, что мама не дала ей родиться, хотя та не хотела
ее смерти, случилась трагедия, отчего маме было очень плохо из-за потери своего
ребенка. Но вместо слов ненависти девочка просто обняла свою маму. Ей так
хотелось остаться! И мама пообещала вытащить ее оттуда. И она вытащила. Даже папа
пришел. Вроде бы: радуйся, всё хорошо, но дитя не могло успокоиться: там, “нигде”,
страдали миллиарды таких же, как она, которым не дали родиться, и она хотела во
что бы то ни стало их спасти. Я уверена: она их вытащит из мрака, ведь у нее
такое большое сердце, полное любви!
Вот такая мозаика таится в “Те,
которые”, настоящий калейдоскоп. Но посреди всей этой кажущейся неразберихи красной
нитью проходит одна и та же мысль: любовь – всепобеждающая сила. Как только
человек перестает сосредотачиваться на самом себе, его жизнь меняется, потому
что исчезает предательская жалость к самому себе и появляется новое
всеобъемлющее чувство, которое никогда не заканчивается, не оскудевает, не
тлеет. Оно вечно.
Здравствуй, Света!
ОтветитьУдалитьКакие интересные и глубокие, на мой взгляд, книги ты читаешь.
Оказывается у Е.Пастернак и А.Жвалевского есть и "взрослые" произведения, хотя снова пишут авторы о детях. И как всегда в хорошей литературе много вопросов, много размышлений, много самокопания!
Спасибо за отзыв!
Добрый вечер, Оля!
УдалитьРешила попробовать почитать что-нибудь не детское этих авторов. Читать было трудновато, с детской литературой не сравнить. Порой бывало даже мерзко - настолько мастерски автор описывает характеры и деяния разных людей. Надо было всё это осмыслить и пропустить через себя, открыла кое-что и для себя тоже. Если будет возможность, почитай, только не на досуге. Эта книга действительно серьезная, за чашкой чая я ее не могла читать.
Доброй ночи) И мне захотелось немного наследить в комментариях. Постараюсь коротко: жанр, увлекательность, идея. Словом, в три с + абзаца, может то, о чем в них, и как то иначе называется.
ОтветитьУдалить1) Не помню Альтиста Данилова - эта книга напомнила. Ну как это можно назвать, да чтоб покрасивше, стерильный материалистический мистицизм, манихейство какое то )
2) Чтение захватывает, что никак не является признаком или знаком качества. Но захватывает и то здорово
3) Уж как автор ни старался подавить своего бунта против реальности таки ничего не вышло и спалился он в заключительной части, завуалировав свою анти-идею гимном любви )
+) "...разобраться с ней бывало трудновато". - не знаю, это та книга, с которой может и не надо было разбираться, ну, просто, как фильм Трансформеры. Автор выполнял социальный заказ. Вышло интересно да еще и с лозунгами
Пока)
Может, и правда не стОило разбираться, может, я поняла не так, а поняла, как мне хотелось. Может, автор действительно хотел "что-то" изобразить, но не совсем хорошо у него это вышло. Особенно что касается последнего эпизода - самоубийство, что является явным бредом, а не выходом из ситуации. В общем, пока до конца не поняла свое отношение к этой книге.
УдалитьПривет) После того как прочитаешь уже нельзя просто так вот взять и отказаться разбираться. - либо это трансформеры, либо разбираться. По-моему, вышло у него очень даже хорошо, если он изображал то, что предполагаю. Заметь, первая часть основная, это стержень, а остальные сюжеты может и выглядят самостоятельно, но нанизаны на этот стержень. Вторая и третья части вполне законченные и ... они для обычных смертных) есть люди талантливые и оригинальные, с причудами, но обыкновенные и потому если они и могут реализоваться, то только в материальном мире, в этой реальности. А есть (ха-ха) пневматики. Как они ни старайся, но в мире материального они неудовлетворены. Они похожи на выкидышей (это буквально показано в заключительной части) и пока они не "знают", так и будут сидеть на задворках вселенной. Конечно, может автор и не стремился выразить свою гностическую позицию - а это всего лишь навсего красивая человеческая конструкция. Может быть. Но мне все это кажется подозрительным, тем более этот автор позиционируется в том числе как подростковый. Если мои подозрения не безпочвенны, тогда он для меня мировозренческий противник и враг. Просто не хочется быть наивным )
УдалитьНо ведь в последней истории человек еще не родился, а очень бы хотел, как же он может быть "недовольным материальным"? Или Богдан - разве он виноват в чем-то? Он сделал свой выбор в пользу зла, но вовремя одумался.
Удалить