25 февраля 2014 г.

Поближе к жизни

Не хотите ли поразмышлять о том, приближена ли современная школа к реальной жизни? Помню, когда училась в Дублине, мы поднимали этот вопрос. Нас тогда в классе сидело несколько национальностей – немцы, итальянцы, бразильцы, испанцы, ирландцы. И мы сошлись на том, что в школе не хватает предметов для того, чтобы учить КАК жить.
Сразу сделаю оговорку: я ЗА преподавание ВСЕХ существующих обязательных дисциплин в школе, НО я ПРОТИВ нынешнего количества часов по ряду предметов. Думаю, хотя бы в старшей школе (10-11 классы) нужно кардинально пересмотреть этот вопрос.

Но я, собственно, не об этом. А о том, зачем же детей учить, КАК жить. Вы правы: этому не научишь, пока сам через что-то не пройдешь. Правда жизни сурова: можно сколько угодно рассказывать об опасности, но зачастую именно эту самая опасность и манит больше всего. Однако некоторые практические навыки очень бы пригодились ребенку в его большой взрослой жизни.
Например, побольше уроков психологии, причем предметных, а не отписки: как научиться работать в коллективе, секреты тайм-менеджмента, как научиться разрешать конфликты и т.п. Эти знания пригодятся не только во взрослой, но и в детской жизни: ведь сколько проблем происходит из-за неуверенности себе, чрезмерному вниманию к внешности или наоборот – неправильному пониманию своего внешнего вида, неумения самодисциплинироваться, организовать свое время и многое другое. Мне повезло: в университете нам читали психологию много и разных видов плюс я прочла много полезных книг по психологии, а также веду постоянные психологические наблюдения и делаю для себя выводы. А если бы у меня не было университета с его полезнейшими лекциями, то и, собственно, и нужных знаний не существовало бы. Однако все же большинство полезного я почерпнула уже будучи взрослым человеком, а так бы хотелось, чтобы эти знания были у меня раньше!
Или можно ввести предмет “Первая медицинская помощь” (ПМП). Полезнейшая вещь. Анатомия – наука о строении человека – очень нужная дисциплина, я всеми руками “за”, однако знание о том, как помочь человеку да и самому себе я считаю не менее важным и необходимым. Жизни есть жизнь, произойти может всё, что угодно, и каждый из нас обязан обладать нужными знаниями. А если будут знания психологии о том, как не паниковать, как успокоить и убедить других в том, что трезвое оценивание обстановки и грамотное в ней поведение – это основа не только для собственного спасения, но и для спасения другого, - то такой человек в сложившейся ситуации будет просто бесценен.
Или предмет ОБЖ. Казалось бы, полезная вещь, но там столько всего ненужного и попросту глупого! Почему бы не соединить ОБЖ с ПМП и преподавать в течение нескольких лет понемножку, чтобы знания прочно осели в голове?
А еще с удовольствием ввела бы предмет “Мы – будущие родители”, где рассказывала бы детям о том, каким нужно быть родителем, а в качестве факультатива преподавала бы “Уроки ответственности”.
Задумок на самом деле много, но суть остается одна и та же: выходя из школы, а тем паче из вузов, училищ и колледжей, ребята оказываются один на один с этим огромным миром, который диктует свои законы. Этому нигде – увы! – не учат, а я твердо считаю, что этому учить НАДО, для того чтобы никто не чувствовал себя одиноким, брошенным и никому не нужным. Тогда будет меньше стресса, больше уверенности, а главное – ответственности за всё, что делаешь на своем рабочем месте да и в жизни, конечно же, тоже.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна. Замечательные, на мой взгляд, вы предлагаете предметы в школе. Действительно, когда -то был предмет "Этика и психология семейной жизни", но в школе не прижился, просуществовав в программе недолго (думаю, не тому учили), а я бы и сейчас ввела предмет - "СемьЯ" или что - то в это роде: о морали, нравственности и просто человеческих взаимоотношениях. С детьми мало говорим о жизни, они не готовы к ответственности за семью...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Я искренне болею за детей из-за этого, потому что хочу облегчить им переход во взрослую жизнь. Что касается "Этики и психологии семейной жизни" - я просто в посте не стала писать, но полностью согласна, что такой предмет или вообще предмет о семье обязательно должен быть. Нужно родителей воспитывать со школьной парты.

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^