25 марта 2014 г.

Записки очень требовательной учительницы

На уроке английского языка.
 Ксюша и Полина раскладывают
карточки.
Свои школьные годы я помню очень хорошо, а особенно свою любимую, лучшую на то время школу в городе Тольятти по гуманитарным дисциплинам – МОУ лицей № 36. Я благодарна Богу, что училась в этой прекрасной школе, т.к. за годы учебы я вынесла для себя настолько много полезного, что до сих пор всё то, что я там получила, помогает мне в жизни и работе.
Сегодня мой пост будет о НПК (научно-практической конференции), которая проходила каждый год в нашей школе и в которой я неоднократно принимала участие (жаль, нет фото!), и об НПК вообще.
Для каждого из участников это был настоящий праздник. Мы усердно готовились, за несколько месяцев, обдумывали, искали, сидели в читальном зале. Мне посчастливилось выступать на пленарном заседании по теме “Система образования в Японии”, затем были доклады по русскому языку, я проходила на городской уровень, выступала в институте. Каждый раз для меня это был настоящий поиск, настоящая работа, я училась работать с информацией, обрабатывать, находить главное, анализировать. Мы все точно знали, что данная работа – это трудный, а иногда мучительный, поиск, но с какой же радостью мы выходили читать эти доклады, отвечали на вопросы! Нас слушали преподаватели университетов, а это было вдвойне волнительно и одновременно престижно. Я никогда не забуду своей школы, своих выступлений, своих прекрасных учителей, которые научили меня научному подходу к проблеме, научили, как ее выразить, обозначить и как с ней работать дальше.

Когда я сама стала учителем, то мне захотелось написать научные работы со своими учениками. Первая попытка была не совсем удачной, но тем не менее кое-что из этого получилось. Когда я попыталась предложить написать работу снова, то с удивлением наткнулась на непонимание того, что же такое научная работа. К примеру, я предложила тему “Странные праздники США”. 2 мальчика вроде как с энтузиазмом взялись, но когда я им подробно объяснила, что нужно не просто рассказать об этих праздниках, что и так есть на специальном сайте, а провести анализ этих праздников, распределить по темам, просчитать проценты и т.п., они с удивлением отошли от меня в сторону и больше не говорили об этом исследовании. И тут меня осенило: дети в принципе не понимают, что такое научная работа. Для них – это всё списать с соответствующего сайта и выдать как самую тяжелую работу на свете. Анализировать? Считать проценты? Делать опрос? Да вы что, Светлана Николаевна, с ума, что ли, сошли? У нас же времени нет!
По поводу времени. Вспоминаю свою школу. У нас иногда было по 8 уроков, мы еще в институт на занятия ездили и при этом успевали сделать даже несколько докладов на конференцию. У нас тогда не было интернета, мы ходили в читальный зал и библиотеку, сидели там часами допоздна, а на следующий день шли в школу, где нас ждали 8 уроков.
Я понимаю, что с того времени многое в системе образования изменилось, появилось множество новшеств и трудностей, но вместе со всем этим появился интернет, который – увы! – многие дети используют только для того, чтобы посетить сайт “Вконтакте”. Когда я рассказывала детям о том, какие возможности есть у интернета в поиске полезной и нужной информации, они раскрывали рты. Получается, что интернет до этого ими так и воспринимался: скачать новую компьютерную игру, заказать билеты на Мальдивы и Вконтакте. Всё. Жирная точка.
Но я же не успокоилась. Я продолжала рассказывать детям о НПК, как это здорово и интересно, уговаривала 3 месяца. Увы! Никто так и не решился заняться работой, хотя темы не очень-то и сложные были, главное было – с ними работать, а не скачивать из интернета, не жонглировать уже давно известными фактами, а привнести что-то свое, чего до этого не было раньше.
Разумеется, велосипед я не собиралась изобретать и не ставила планку слишком высоко. Нормальная была планка и требования ровно те, что применялись когда-то ко мне лично. Но… не получилось, и я с горечью отправилась на школьную НПК в минувшую субботу, т.к. моих детей там не было.
Но и там меня постигло разочарование. Исследования практически ни у кого не было, а были только голые факты, которые я и так нашла бы в интернете.
К примеру, был доклад о Бобе Марли. Рассказали о его жизненном пути, основные факты его жизни и т.д. – то, что можно найти в “Википедии”. Меня заинтересовал один факт из жизни певца: он всю жизнь был растаманом, но под конец жизни, уже будучи больным, крестился в Эфиопской православной церкви (кстати, древнейшая христианская церковь). Я обратила внимание докладчика на этот интересный факт и поинтересовалась, что же подвигло Боба Марли в корне изменить свою веру, почему он сделал этот шаг. В ответ было: “Не знаю”.
Того же рода был доклад о Фредди Меркури – выдержки из интернет-сайтов, что и так всем известно.  
А больше всего меня поразил доклад на тему “Добры ли мы к своей Земле?” Девочка с большим выражением рассказывала о том, что мы много тратим бумаги, выбрасываем мусор, не перерабатываем его, тем самым засоряя планету. В конце я спросила: “А ты добра к своей Земле? Ты что-нибудь делаешь, чтобы сохранить планету? Я, например, экономлю бумагу.” И девочка ответила так, что я чуть ли не упала в обморок: “Я не добра к своей Земле. Никто ведь не задумывается обо всем этом!”
Получается, что доклад делался ради доклада, ради красивого словца, а в итоге девочка, так много рассуждавшая о том, что засоряет Землю, пойдет засорять ее и дальше и не задумается о последствиях.

В общем, вконец меня расстроила эта НПК. Ученики мои не принимали участие, да еще такое услышать. Было очень горько. Остается только лишь надеяться, что все работы еще впереди, тем более что задумки есть неплохие. 

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна. А ведь, действительно, разучились дети думать, анализировать, сопостовлять. Ведь больше живут по принципу "Посмотри, запомни, сделай, как я". Почему? Отчасти могу ответить так, нет мотивации. Но ведь у кого-то все-таки есть, и с ними мы работаем, принимаем участие в НПК. Так что же с остальными не так? Пытаемся всех учить одинаково. Семья? Улица? Интернет? Ну что???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Ох, сколько я потратила сил, чтобы понять это, от возмущения порой просто слов не хватает. Сами родители говорят мне об отсутствии интереса у детей, удивляются их поведению. Все же есть причина. В том же интернете, недостатке внимания родителей, излишняя мягкость в воспитании и т.п. Много их, этих причин-то. Но в каждом отдельном случае нужно копать отдельно.

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^