21 июля 2017 г.

Отвратительный Повелительный

А Вам не кажется, что в нашей жизни стало больше повелительного наклонения? Причем такого наглого, беспринципного, не дающего никакого права выбора и предполагающего такую позицию: либо мое мнение, либо неправильное. Везде пестрят объявления, рекламные и не очень, вывески, надписи на футболках и прочая. Приходишь домой, а там – бутылки из-под молока, коробочки с разными продуктами, интернет, бесконечные каналы телевизора… И практически везде агитация, бесцеремонное вмешательство в личное пространство путем Великого и Ужасного, Умопомрачительного и Безумного местоимения ТЫ.
Ну не нравится мне, когда мне “тыкают” те, кому я не разрешаю и от которых не терплю подобной фамильярности. Так нет же, везде и всюду мне говорят:
- Вливайся!
- Собери фишки и получи…
- Заплати налоги и спи спокойно (Налоговая полиция призывает).
- Участвуй в конкурсе до…

Конечно, иногда попадаются “Вы” и глаголы с соответствующим склонением, но изобилие ТЫ просто пугает. Что это значит? По-свойски хотят со всеми, чтобы завоевать доверие? А меня отталкивает “тыканье” и внезапное нарушение личного пространства, когда в ход пускают заговорщицкий тон, объятия, хватание за локти и т.п. Это всё лживо, неискренне, а уж к доверию и вовсе не располагает.
А вот старые советские плакаты мне нравятся. Даже ТЫ там какое-то родное, что ли, а главное, - необидное. Ведь ТЫ в советских плакатах всегда оправданно. Посудите сами:


ТЫ здесь говорит отец сыну. Или вот, например:


ТЫ – потому что к школьнику обращаются, и это сразу видно.
“Но как же вот это?” – возмутитесь Вы:



- Ну и что? – отвечу я. Это рабочий к рабочему обращается, военный к военному. А это – как брат к брату, как сестра к сестре.
Такие плакаты, мне кажется, к доверию располагают. Можно сколько угодно говорить о том, что и в то время людьми всячески пытались управлять, подобными плакатами формировали сознание человека... Я не идеализирую советскую Россию, были свои достоинства, были и недостатки. По плакатам можно видеть, к чему люди стремились, как жили, чего хотели. Мне кажется, во многом была дисциплина, а те, кто считал себя “особенными”, были и будут всегда.
Пусть повелительного будет меньше! Не хочу, чтобы за меня решали, куда я должна идти, что покупать, в чем участвовать и на какие кнопки клавиатуры нажимать. Вы со мной согласны?


Источник всех плакатов - интернет.

12 комментариев:

  1. Не согласна ))
    Что в плакатах советской тематики, что в сегодняшних лозунгах использована одна и та же форма повелительного наклонения. Да и предложения здесь обобщённо-личные. Вспомним те же пословицы: Любишь кататься - люби и саночки возить, например. Тоже форма 2-го лица единственного числа использована. Все эти: "Не тормози - сникерсни!", "Вливайся!" и пр. имеют то же значение, что и "Будь готов!" и пр.
    О чём говорит эта форма глагола? "Ты такой же, как и я, мы вместе, мы команда". Вот и весь смысл.
    Честно говоря, не думала, что вообще это может быть проблемой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Мы команда" я накушалась еще в бизнесе. Ложь это. Нет никакой команды, а есть чей-то личный собственный интерес, которому все должны почему-то служить. Поэтому и современное "ты" - ложь. Потому что тот, кто ко мне обращается, не задумывается о ком-то конкретном, он думает только о себе.

      Удалить
    2. Не поняла, а что тяжело и что трудно?

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Пишу Вам впервые, блогер я начинающий. Пока немного волнительно высказывать свое мнение, но попробую. Мне нравятся эти старые советские плакаты. Повелительное наклонение здесь сглажено незлым поучением, а в нашей современной рекламе это, действительно, напоминает навязчивое хватание за локоть для выгоды. Это мое мнение. Люблю все Советское. Ностальгия, наверное! Спасибо за интересную статью. Заходите в наш блог "Школьный блокнот" http://retrootkritka.blogspot.ru/ Будем рады!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
      Очень рада знакомству с Вами и Вашим блогом. Попозже я обязательно с ним ознакомлюсь подробнее, он у Вас замечательный, с фото любимых мной советских фильмов.
      Вы правильно сказали по поводу советских плакатов - "незлое поучение". Именно так я на них смотрю - с любовью и даже своего рода ностальгией, хотя в советской России я, собственно, и не жила.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    И меня выбешивает такое панибратство! Да, вроде бы как к близкому человеку обращаются, и на плакатах вроде бы ничего плохого, но всё равно - я предпочитаю на "Вы". И сама так к людям обращаюсь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна, так в том-то и дело, что неискренно это у них и панибратство фальшивое. Вот поэтому и не нравится. Солидарна с Вами. Предпочитаю на Вы, а на Ты уж если договорились)))

      Удалить
  4. Добрый день, Светлана Николаевна. Если честно, то я не задумывалась... Ты))) Да советские плакаты призывали к достойной жизни и правилам советского общежития. Впрочем, и в те времена были противники всех этих плакатов, назовем их асоциальными элементами. А сейчас кругом одна навязчивая реклама товаров и услуг, реже-социальная. Да, она раздражает, вызывает лично во мне кучу негодования, и не важно, как мне скажут: ТЫ или ВЫ. Просто не хочу, чтобы мне навязывали что-то, мешали моему выбору

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Согласна с Вами: меня тоже задевает, когда за меня точно знают, что же мне действительно надо.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Светлана Николаевна.
    Да, лозунги и агитки, используя "ТЫ" стремятся стать ближе к народу, но почему-то это работает в обратном направлении)))
    Пора формировать в рекламе отдельное направление "вежливый маркетинг")))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Да потому что народ отлично понимает, что стоит за этим ТЫ: ложь и желание заработать. "Вежливый маркетинг" - отличная идея!

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^