1 марта 2020 г.

Моя пустыня


Завтра наступает Великий пост. Сегодня в храмах звучали последние наставления и предупреждения относительно этого самого важного и трудного поста года. Великий – значит посвящен великому событию, Распятию и Воскресению Христову; Великий – значит наполнен великим трудом над собой и созерцанием.
Особо важно правильно понимать суть поста вообще. Для чего он? Во Имя Кого? Чем он станет для меня: диетой или приближением к Богу, успокоением совести, что я якобы всё делаю, как надо, или открытием того, что душа моя словно поле непаханное, и столько еще требуется труда и сил, чтобы хоть что-то там полезное взошло? Решать каждому человеку индивидуально. Наступает время под названием “я и Бог, и никто между нами”. Для этого не нужно бежать в пустыню, выключать интернет и молчать даже когда, тебя спрашивают. Живешь среди людей, работаешь не в лесу – изволь так и оставаться среди людей. Но! Пустыня пусть будет внутри тебя, куда уж точно никто не войдет, если сам не захочешь. В сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея (6: 14-21) как раз об этом и говорится:
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову свою и умой лицо твое,
чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Когда меня спрашивают напрямую, соблюдаю ли я пост, отвечаю прямо. Однако замечаю, что некоторые люди, услышав мой положительный ответ, начинают передо мной извиняться. Но я пресекаю эти извинения сразу. У меня глубокое убеждение в том, что у Бога Свои, личные отношения с каждым человеком. У меня вот такие отношения, а у другого человека они будут совсем другие. Каждый решает сам для себя, каждый пусть встанет перед самим собой и Богом и честно скажет, что для него пост. Нужен ли? Для чего? Или не нужен? Здесь решает только сам человек и Господь, поэтому мне никакие извинения совсем не нужны, с собой бы разобраться.
А есть те, кто рассуждает примерно так: поститься надо духом, а не брюхом. С одной стороны, правильно, а вот с другой я в корне не согласна с таким утверждением. Дело в человеческом лукавстве. Я, мол, такой весь из себя духовный, мне не нужны какие-то там ваши посты, сам справлюсь. А не смущает, что этой церковной практике не одна тысяча лет? И святые, которые в святцах, соблюдали посты. Не просто же так, не правда ли? И лишь по сильной немощи или еще какой-то причине они не ущемляли себя телесно, но как же они вели себя при жизни! Уже здесь, на земле, они были святыми по делам и поступкам своим, по намерениям.
Здесь опять же важно восприятие и понимание смысла поста, как понимание и осознание присутствие икон в храмах, церковных служб, молитв и т.п. Пост – очень крепкий костыль, без которого сосредоточиться крайне сложно. Когда стол изобилует яствами и сладостями, о Христе Распятом думать вообще не хочется. Или когда сидишь целый день в интернете, читаешь всякие засоряющие мозги и сердце статейки. Всё это расстраивает, отвлекает душу от главного, а пост призывает отказаться от всего того, что мешает идти ко Христу, приблизиться хотя бы немного душой и сердцем к главному, к очищению мыслей, к избавлению хотя бы от одного греха. Приведу свой любимый отрывок из Первого послания к Коринфянам св. ап. Павла на эту тему (6: 12):

Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

Нигде в Священном Писании не написано, что есть мясо, рыбу, молоко и т.п. греховно и ужасно. Дело не в пище, а в нашем отношении к ней. Как только отходишь от мысли о сытном и тяжелом мясном столе, изобилием сладостей и выпечки, совсем по-другому начинаешь мыслить, я испытала это лично на себе. Это не значит всё время голодать. Каждый постится по силе своей, и это правильно и разумно. В пост предлагается не думать о пище вообще, за исключением того, что надо есть, чтобы жить. И это не значит невкусно. Еще как вкусно! Еще как питательно! А к концу поста - так вообще наедаешься малым, т.е. начинаешь даже есть меньше и отлично себя чувствуешь. Соблюдать золотую середину – вот царский путь, а каких-то особых подвигов никто с нас не требует, всё по силе и разуму.
А главная цель – встретить Пасху. Ее же можно и не встретить. Всё на столе будет: куличи, яйца, пасхи, а праздника в душе не будет. Значит не о том думал, не к тому стремился, не тот путь для себя выбрал. Перед наступлением Светлого Христова Воскресения я всегда очень волнуюсь: а я встречу Воскресшего Христа? Придет Он ко мне в душу? Увижу ли я Свет Его?
А в последние годы так же волнуюсь перед началом Великого поста. Впереди долгий путь. И пусть я его буду проходить в моей пустыне. Никто и никогда не должен видеть, как я иду. Ведь и св. Иоанн Креститель отвечал людям, которые приходили к нему и спрашивали: что нам делать? Он не призывал бежать в пустыни, не заставлял уходить из мира, но всем говорил одно и то же: будьте честны, соблюдайте то, к чему призваны. Если ты сборщик налогов, не обманывай и не кради, если строитель – выполняй свою работу на совесть и т.п. И так можно рассудить о любом деле, которое бы ты не выполнял: делай его, как следует, не ври самому себе, не прикрывайся ложью и лицемерием, не думай, что дел твоих никто не видит. Рано или поздно приходит время ответа, и оно настанет для каждого из нас.
…Сегодня вышли из храма и пошли гулять. Вдруг сын закричал:
- Смотрите, радуга!
Я подняла глаза к небу:


Улыбка Бога… Настоящее благословение на пост! Стало легче и радостнее. С нами Бог!


Душе моя, душе моя, востани, что спиши?
Конец приближается, и имаши смутитися.
Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог,
везде сый и вся исполняяй.

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Спасибо за такой полезный рассказ о Великом Посте.
    Мне в душу проникло каждое слово.
    Знаю, что строгий пост держать не буду.
    Не потому, что душой слаба, просто так всегда получается.
    Мне много придётся передумать и переосмыслить в этом году.
    Хочется быть ближе к истине, но она простоянно ускользает.
    Вижу обман и льстивые обещания.
    Делаю вид, что верю, а на сердце больно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Главное - стремиться к Истине, и Христос, Который и есть Истина, обязательно пойдет нам навстречу. Сил Вам и - Бог в помощь!

      Удалить
  2. Я в прошлом году держала строгий пост. И выдержала! Одной это делать проще. В этом году какая-то несобраная. И дочь приехала, и готовлю не только для себя. И здоровье не всегда позволяет. Но в каких-то любимых продуктах себя ограничу.
    Все правильно вы написали в своей статье, Светлана: у каждого свои отношения с Богом. Вы озвучили то, о чем я сама думаю
    ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Витальевна! Я тоже толком душой к посту не приготовилась: отдала все силы делам класса и школе. Бог в помощь! Пусть пост будет в радость!

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^