19 февраля 2022 г.

То, что нельзя называть

 

Как мы привыкли относиться к боли? Отрицательно, конечно, кому она нравится, тем более когда она приобретает мучительный или просто долгий характер.
С точки зрения медицины боль – это не просто неприятное ощущение, вызванное тем или иным страданием человека, а сигнал того, что в организме что-то происходит не так. Есть очень редкое заболевание, при котором человек абсолютно не чувствует боли, и это ужасно, потому что его жизнь каждую секунду находится под угрозой. Не почувствует человек и не заметит, останется глух к сигналу организма, - и вот уже последствия могут быть очень серьёзными или даже необратимыми.
У меня совершенно та же ассоциация с Темчегонельзяназывать, - это я про ошибку. О, как же этого слова боятся многие и многие так называемые педагогические сообщества (реальные ли они?), как трясутся от страха, лишь бы только не травмировать психику ребёнка и не высказать это ужасное и отвратительное слово! А между тем дело не в страхе, а в неправильном понимании и осознании, что же такое ошибка есть на самом-то деле.
Сколько я встречала статей, где размахивали флагами и приводили в пример опыт финских школ, в которых ошибки не отмечают красной пастой, заменяя её зелёной и вроде бы даже вообще это слово не произносят. Дескать, это так сильно травмирует детей, что ни в сказке сказать, ни пером описать, поэтому вообще нельзя говорить им, что они ошибаются, ой, простите, делают что-то не так. Всё так. И всё правильно.
Для меня это сродни той самой редкой болезни, когда человек не понимает, что с ним что-то не так. Если ребёнку всё время говорить, какая у него отличная работа, что оши… ой, недочётов вообще никаких нет, что будет? Будет ли какой-то прогресс и смысл в его обучении?
Наверное, те, кто ратуют за финскую школу и зелёные ручки, в реальную русскую школу вообще не заходили и думают, что учитель такой сидит за столом в красном платке и красном платье, а на столе у него сто красных ручек лежат. Стоит лишь немного ребёнку споткнуться, как учитель подбегает к несчастному ребёнку и все его тетради красной пастой разрисовывает, чтоб неповадно было, а другие дети в это время под партой прячутся и не отвечают ничего, вдруг ошибутся.
Конечно, отношение к ошибке у каждого учителя разное, но я за такой подход: это – сигнал ребёнку о перемене чего-то, знак того, что нужно свернуть совсем в другую сторону, а я, как преподаватель, укажу, куда именно нужно стремиться.
К большому сожалению, многие дети совершенно не понимают, зачем делать работу над ошибками, для них это всего лишь очередная работа, которая нужна, как они думают, учителю, а не им лично. Отстрелялся, - и вот тебе, пожалуйста, раз-два и готово. Иногда пишут правильный ответ, но делают это бездумно, не отдавая себе отчёта, почему произошла та или иная ошибка, не проанализировав все опасные места, а значит тема осталась на поверхности, её ученик забудет так же легко, как и приступил к ней. Сколько я ни убеждала детей анализировать ошибки, сколько им не говорила, как это важно – проработать недочёты, увы. Думаю, причина кроется в глубинном сознании, что ошибаться либо нельзя вообще, либо стыдно. Сейчас тенденция учить детей так называемому успеху (очень размытое понятие), но нигде не сказано и не написано, как учить ребёнка ошибаться и спокойно к этому относиться, как учиться работать над своими недочётами и исправлять неверное направление мысли или действия. Если б было такое правильное отношение к ошибке, то и учёба стала бы лучше. И красная паста здесь вообще ни при чём.

13 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна.
    Может где-то и толерантничают излишне, и это даёт свои плоды, но мне кажется недопустимо обучающемуся НЕ говорить о его недочетах.
    Учитель на то и учитель, чтобы не только объяснять новый материал, но и проверять усвоенный.
    А как проверить без замечаний?
    Мне кажется, чтобы стимулировать ребенка к учебе его не надо жалеть, хвалить и захваливать (это с успехом выполняют родители).
    Ему надо показывать ошибки.
    Не знаю, как сейчас, а в мои годы в школе разбор ошибок делали при всем классе. Вот просто вызывал учитель к доске и честно, безжалостно, со всей строгостью показывал всем ошибки, а ученик записывал на доске.
    И все записывали в тетрадь, а потом делали разбор.
    И независимо от того, какую оценку ты получил - пятёрку или двойку, но полноценную работу над ошибками делали все.
    Помню, пишу диктант, а в голове: "Ой, так будет не правильно! Такую ошибку сделал Иванов на прошлой контрольной".
    Обучение было построено так, что у учителя было время и на повторение, и на проверку ошибок, и на новый материал.
    А красная паста очень нужна - она делает акцент на те места, где надо обратить внимание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Сейчас бы за такую методику работы над ошибками учителя бы уволили. Якобы он не уважает личности ученика и унижает его.
      Я тоже делаю разбор ошибок. Увы, нынче школьная программа построена так, что на большее просто не имею времени, так бы посвящала работе над ошибками целый урок.
      Зелёная ручка и прочее - это либеральное воспитание с помесью глупой толерантности и воспитанием "успешной личности", а это значит, что человек не может ошибаться, ведь он "успешный", он идеальный, его нельзя травмировать - читай нельзя воспитывать человека нормальным.

      Удалить
  2. Boa tarde minha querida amiga. Parabéns pelo seu excelente trabalho e matéria. Infelizmente aqui no Brasil o trabalho dos professores não é muito valorizado. Bom final de semana.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Луис! Жаль, что так. У нас тоже. Правда, что-то стали предпринимать в последнее время.
      Вам тоже отличных выходных!

      Удалить
  3. Света, здравствуй!
    А я как-то проще стала относиться к процессу работы над ошибками. Проверяя стопки практически ежедневных словарных диктантов, исправляя ошибки, пришла к пониманию, что это нужно только мне. Ребёнок посмотрел на оценку и выбросил тут же работу. Сколько раз просила: посмотри, отработай, запомни. Нет же! Я столько времени убиваю на проверку, а дети работы в мусорку?
    Да, проверяю красной пастой. Иногда - зелёной. Слушать бред в данном вопросе не собираюсь. Нервная система слабая? Так лечитесь, успокаивайте, уважаемые родители, своих детей. Я не психиатр!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Оля!
      Да, увы, и это так печально. Нам ещё на лекциях по методике об этом говорили о том, что учитель старается, проверяет, тратит уйму времени на всё это, а ученику нужна только оценка, дальше копаться в этом он не будет. Более того, при мне сколько раз такое было: увидел, что 2, смял или разорвал работу, а потом выбросил.
      Да и я с красной ручкой работаю. Кто обожает финскую школу, пусть учится в финской школе или в какой там, где подобный бред допускают.

      Удалить
  4. Bom domingo com muita paz e saúde. Aproveito para desejar um bom início de semana.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И Вам отличных выходных! Хорошего начала следующей недели!

      Удалить
  5. Светлана Николаевна, ко мне ходят заниматься по английскому дети из разных школ. И везде после диктантов и тестов никто не проводит работу над ошибками. А мы с ребенком все ошибки разбираем. Мне надо, чтобы он хорошо понял материал, и больше не ошибался.
    Почему-то никто из учителей не заставляет детей учить неправильные глаголы. Как учить времена, если дети не знают три формы глаголов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      А Вы верите тому, что Вам рассказывают дети? Мой опыт классного руководства и учителя позволяет утверждать, что зачастую дети говорят лишь то, что выгодно им. Сколько раз я разбирала ситуации, когда они в буквальном смысле клеветали на учителя, а на деле оказывалось, что они сами вели себя очень плохо и просто решили всё свалить на учителя.
      Пока родители не удостоверились, какой я учитель и какие мои требования, детям верили свято. Такие сказки про меня рассказывали, просто садись и книгу пиши.
      Поэтому не могу я поверить в то, что учителя не дают задание выучить неправильные глаголы. Родители на уроке не были, зато всё знают, что надо делать и как. Ну а детям просто неохота учить, на уроке мух ловит, а потом говорит, что учитель ничего не даёт.

      Удалить
    2. Светлана Николаевна, я думаю, что вы правы. Хотя все мои ученики знают, что я всегда требую у них знания 3-х форм глагола.

      Удалить
  6. Дорогая Светлана, вы - увлеченный человек и принимаете близко к сердцу отсутствие усердия у своих учеников. А ученики - это просто дети, для которых в жизни есть более интересные вещи, чем учеба и ошибки. В детском возрасте редко кто бывает целеустремленным.
    В этой реальности и при всех современных завышенных требованиях к должностным обязанностям учителя действительно "нигде не сказано и не написано, как учить ребёнка ошибаться и спокойно к этому относиться".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Сергеевна!
      За 11 лет работы в школе я уже давно оставила все иллюзии и восторженность. Однако всё же считаю своей миссией выполненной, если познакомлю учеников с базой и системой, с тем, о чём они, возможно, никогда не читали раньше. Иначе зачем детям ходить в школу?

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^