12 февраля 2022 г.

Как провалить Speaking на ЕГЭ

 

Учит человек язык, учит, и, в принципе, неплохо у него получается. Задания на грамматику и лексику, а также на поиск информации в тексте нормально делает, хоть сейчас иди на экзамен, а вот по части Speaking (“говорение”) – полный провал. Ученик не то чтобы совсем ничего сказать не может. Может, в том-то и дело. И употребить конструкции может, и грамотно построенные грамматические фразы, и фразовые глаголы, НО! Как только вопрос касается продуктивности, то всё, пас. Знаете почему? Да просто мыслей в голове у человека нет вообще никаких, он ни о чём не думает в прямом смысле этого слова.
В методической литературе и вебинарах советуют на этот счёт упирать на то, что человеку интересно. Ну ладно. А если ему интересны только компьютерные игры или Тик-ток? Что тогда? В перечне тем ЕГЭ очень много чего интересного. Там нужно обсудить и жизнь в городе и сельской местности, и здоровье, и роль молодёжи и увлечения в современном обществе, и родную страну, и природу с проблемами экологии, и современный мир профессий, и планы на будущее, и научно-технический прогресс, и мн., мн.др.
В чём же причина? Неужели гаджеты? Не совсем так. Их можно использовать в пользу и развитие, а не только как способ сразиться с очередными космическими титанами. Ответ прост до крайности: потому что книг не читают.
Мне хватает 3-5 минут, чтобы понять, читает человек или нет. Скрыть этот факт просто невозможно от учителя, который преподаёт язык. Далее я расскажу о последствиях безчтения, а там можно дальше говорить о том, что у бедных детей “времени нет”, что “мы сами-то не читаем, а книг много”, “мы не любим читать”, “это скучно и неинтересно” и дальше по списку. Лично мне вообще непонятно, как можно не любить читать, однако уже часто слышу одно и то же от своих учеников:
- А зачем нам это знать?
Да и правда, зачем знать, что “Рождественскую историю” написал Ч. Диккенс, что И. Слуцкая и Е. Гордеева – легенды фигурного катания, что русские народные сказки – это не просто собрание глупостей про бабу Ягу и Кощея Бессмертного, а имеют под собой глубину народного сознания прошлого? Вот ведь ерунда и чушь. Куда важнее знать, что вышел новый альбом у очередного “певца” и в который раз он женится по великой любви.
Итак, поведаю я вам, друзья, страшную историю, что бывает, когда люди не читают, во что превращается их мозг и как они себя ведут. Собрано это из моих многочисленных наблюдений за моими учениками. Ни одного имени здесь, разумеется, не прозвучит. Любуйтесь.

1) Плохая память, цепочка событий теряется мгновенно. Особенно это плачевно выглядит, когда мы читаем диалог и одновременно выполняем грамматическое упражнение. А уже о тексте я молчу.

Раньше я была уверена, что если повторять неоднократно одно и то же несколько раз, оно и запомнится. Ничего подобного. Можно со 2 по 11 класс талдычить, что слова company произносится через А, никакого толку от этого нет.

2) Пропуск слов и целых строчек при чтении вслух.

3) С первого раза информация не воспринимается. Если мы что-то обсудили, не факт, что через 10 минут ребёнок об этом вспомнит, не будьте наивны.

4) Неумение делать выбор. Спрашиваю, например: “Какая одежда тебе больше нравится – футболка с джинсами или платье?” Очень часто ответ был прост: всё нравится. Выбор – это уже ответственность, а когда “всё нравится”, то и нормально. И чего этому учителю ещё надо?

5) Текст не видно. Даю задание на поиск информации в тексте. О сколько раз я слышала отчаянные восклицания: “Здесь этого нет!” Конечно, нет, что вы. Я же просто так спросила.

6) Игнорирование факта конечности бытия. Одно-два слова из предложения прочитали, а дальше – молчание. Затем долго думают, что же надо туда поставить или как скобки раскрыть. Потом наступает коллапс: чего учитель от меня хочет, хотя до этого учитель несколько раз говорил о том, что ты до конца не дочитал, всё имеет своё начало и свой конец. Иногда удаётся в этом убедить, а иногда – нет. То же самое могу сказать о грамматических или лексических структурах. Фразовые глаголы – беда.

То есть реально ученик не видит конца предложения, он думает, что достаточно первые два слова прочитать, и всё в порядке будет. Или так: лишь бы читать, но не понимать, что читаешь.

7) Отсутствие понимания синонимов. Многие убеждены, что кроме слова good в английском языке вообще никакого слова нет. Пришлось объявить слова good, bad, interesting запрещёнными, ибо все книги interesting, им нравятся игры, потому что interesting, в музеи ходить, потому что они interesting, а есть пиццу, потому что она interesting.

8) Проблемы с вниманием. Это настоящая беда. Налицо постоянное копошение, отвлечение на любую мелочь, хоть даже на самого себя. Собрать себя и начать заниматься только одним делом представляется одним из самых трудных дел. Мои силы на уроке иссякают ещё и благодаря тому, что я постоянно собираю детей и призываю их к вниманию. Я не требую сидеть и не шевелиться, но внимания действительно нет.

9) Непонимание созвучных слов, потому что лексический запас скуден и на русском, и на английском. То есть я, например, могу сказать plan, но не найду того, кто услышит и приведёт аналог в русском языке.

10) Перебивание. Дети не слышат взрослого и друг друга, они не понимают, что когда один говорит, другому надо просто замолчать и послушать. Это уже отсутствие культуры общения и навыка общения вообще.

11) Отсутствие аргументов.

- Хочешь быть актрисой?
- Нет.
- А почему?
Ответа можно ждать долго или не дождаться вообще. Ребёнок не понимает, почему он чувствует себя вот так, почему он так думает, а думает он мало, я серьёзно.
- Какие преимущества и недостатки быть ребёнком-актёром (обсуждали театр на Бродвее)?
- Много.
- Приведи пример.
- Ну я знаю, что много, точно знаю, а сказать не могу.
Ещё один пример приведу.
- Что Вы читаете? – спросила меня одна ученица.
- Достоевского.
- О, я читала “Преступление и наказание”, мне не понравилось.
- Правда? Почему же?
- Ну… Я знаю, что не понравилось, у меня там целый список.
- Хотя бы один пункт из этого списка приведи, мне очень интересно.
- Ну там целый список моих претензий, я не помню.

12) Нет связи с реальностью. Дети не знают, что у них лежит в холодильнике. Правда. Не собираюсь я к ним в гости, просто спрашиваю, потому что тема соответствующая и надо отработать грамматическую конструкцию.

- Ты же ходишь иногда по ресторанам или кафе?
- Да.
- А что предпочитаешь есть, когда туда приходишь? Что заказываешь?
- ……

Всё это в совокупности становится настоящей проблемой, когда человек хочет сдавать ЕГЭ по английскому, а именно часть Speaking. Там же не просто нужно прочитать текст вслух, но выполнить ряд других продуктивных заданий, где требуется спонтанность, требующая определённых навыков и опыта жизни. А откуда ребёнку это брать, если внутри тебя пустота и ты вообще никогда ни о чём не задумывался?

Я, как учитель, пытаюсь вызвать речь: задаю невероятное количество вопросов, в том числе наводящих, пытаюсь и так, и так вытянуть на беседу, но в итоге – это в буквальном смысле превращается в вытягивание каждого слова, а это уже, как видите, ничего общего с беседой не имеет.
Вот и получается, что за аудирование, грамматику и лексику, чтение у человека будут высокие баллы, а за говорение – полный провал. Каким бы учителем высокого класса я не была, свои мысли и опыт чтения я вставить ученикам никак не смогу, нужны их усилия и их желание читать и знать больше.
Увы, но последнего я уже давно не нахожу в большинстве учеников. Всё чаще они недоумённо смотрят на меня и не понимают, зачем я всё это рассказываю и что это им даст. Ведь я вот это всё знаю и сижу на зарплате учителя, а вот блогер Вася ничего этого не знает и знать не хочет, но миллионы имеет каждый день. Парадокс. Как его решить, вы не знаете?

14 комментариев:

  1. Вы правы, Светлана Николаевна, дети сейчас совсем не читают. Потому что не читают их родители. Не правда, что у них нет совсем времени. На соцсети и компьютерные игры время находят.
    Да, у детей совсем плохая память. Но память надо развивать. Детский возраст - как раз подходящий для развития память. Иностранный язык - чудесная платформа для развития памяти.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Печально, но это так. Родители тоже не считают нужным читать, в этом и причина. Говорить о том, что память надо развивать, уже устала, не слышат. И что чтение этому способствует, и что иностранные языки, - ох, сил нет уже доказывать. Меня наповал сражает вопрос: "А зачем нам это знать?"

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Светлана Николаевна.
    Всё это очень печально.
    Знаний у школьников практически нет.
    И пусть они там гордятся какими-то достижениями в конкурсах, победами и даже гран-при...
    А спросишь, и что дальше?
    Вот разработал ты проект, что дальше?
    Ответ единогласный - проект завершен.
    А попытка внедрения его в реальность - это вызывает снисходительную ухмылку.
    Раньше говорили, что школа - это прежде всего социализация детей, что ребенок, перешедший на домашнее обучение. при всей его гениальности, не может стать полноценным членом общества.
    Сейчас всех нас готовят к тому, что "сидеть будем в бункере и работать".
    Даже по магазинам ходить не надо - всё принесут к порогу дома.
    И музеи, кино, театры - всё в доставкой на дом.
    Раньше, чтобы написать элементарный реферат, надо было пойти в библиотеку, взять книгу, и хотя бы переписать вручную (а значит и что-то запомнить).
    Сейчас вопрос-интернет-копирование-распечатка.
    Всё.
    Ещё вспомнила, сдавали Егэ, я спросила у одного из первых вышедших из аудитории: всё сделал? - Да, там легкотня!
    - А какие вопросы были - Да я уже не помню.
    А как ты ответил на (такой-то вопрос) - ой, не помню.
    Я знаю, что там было 1-вг, 2-абд, 3-в... И так быстренько протараторил все ответы (цифра-буква).
    Вопрос: что учил этот ребенок?
    Кстати, получил 94 балла.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Я полностью согласна с Вами: это действительно очень печально. Планирую ещё один пост про более печальную вещь. То, о чём я написала, скорее, уже следствие.
      Проекты - да, хорошо, но Вы написали верно, "дальше" ничего не будет. Сделал и забыл, зачёт получил.
      Всё большую популярность приобретает семейное обучение, очень многие дети так учатся, и их число с каждым годом растет.
      Насчёт бункера - да. Люди не умеют общаться друг с другом. Я это вижу по детям. Они правда не понимают, что есть вещи, которые надо просто взять и обсудить друг с другом, общаться. Они недоуменно смотрят на меня, когда я им про это говорю, и мне с ужасом кажется, что я сбежала с другой планеты.

      Удалить
  4. Boa tarde minha querida amiga. Parabéns pelo seu excelente trabalho. Infelizmente a situação de algumas escolas brasileiras são muito tristes. Nem todos os brasileiros têm condições de comprar um livro ou oportunidade de ler. Um bom sábado.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Луис! Очень жаль такое слышать. Если уж даже книгу не каждый может позволить себе купить... Однако всё же есть библиотеки, я так рада, что они ещё существуют, это действительно выход, когда нет средств на покупку книг.
      Только книга, текст откроет окно в совершенно другой мир, мозг начнёт меняться, думать, размышлять. Человек почувствует себя другим. Никакой гаджет и фильм на такое не способны, только книга и живое человеческое общение.

      Удалить
  5. Добрый день, Светлана Николаевна.
    Из-за этой же причины детям так тяжело даётся геометрия, там же текст (теорему, к примеру) не только выучить надо, но и применить, используя логику, фантазию. Если выучить ещё могут, то от слова "логика" некоторых даже колбасит (это мне недавно девчушка одна сказала).
    Писали контрольную. Слышу от одного ребёнка, что не может сформулировать почему решение основано на том, что угол прямой, ведь это не дано. Я решила развлечься и вслух сказала формулировку. Некоторые напряглись... Как, на контрольной и им что-то подсказали?.. Записать от неожиданности не успели... Через пару минут от одного слышу робкое "Вы не могли бы повторить?" Не поверите, повторяла раз пять, а при проверке работ лишь у единиц увидела грамотную запись. Вот как это понять ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
      Охотно верю, потому что то же самое и на моих уроках случается. Я это объясняю несформированностью навыков мозга. Ему просто не давали делать обычные вещи: читать, анализировать и синтезировать, так откуда взяться понимаю текста - устного или письменного?

      Удалить
  6. Светлана, дети же о чем-то говорят друг с другом... Может быть они просто не умеют думать на английском?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Сергеевна!
      В том-то и дело, что не говорят! Они общаться не умеют, я серьёзно. Они не знают, что можно что-то друг с другом обсудить, потому что привыкли разговаривать друг с другом через гаджеты, а не напрямую. Некоторые совершенно не понимают, что когда они разговаривают по мобильному, собеседник их не видит. Или что есть вещи, о которых нужно поговорить.
      Думать на английском может либо носитель, либо тот, кто постоянно в сфере другого языка находится. И статья не о том, чтобы думать на английском, я писала о том, что в читательской грамотности у детей провал, они видят перед собой только набор символов, но не видят смысла. Тестовая система разрушила их мышление и логику. Более того, они не читают ничего, кроме двух-трёх предложений в тик-токах и инстаграмах, поэтому мозг не понимает, что есть текст и не умеет его вычислять и работать с ним. Это ведёт к сужению кругозора, дети не понимают даже элементарных вещей. Вот, например, оценивала я итоговое собеседование в 9-х классах. Там был текст про лыжника, который в эстафете выиграл. Так выяснилось, что дети не понимают, что такое эстафета, из-за этого в пересказе делают смысловые ошибки, а уж о речевых я просто молчу. И таких примеров масса, это практически каждый день перед моими глазами в той или иной вариации, а смысл один и тот же. Настоящая беда и катастрофа.

      Удалить
  7. Светлана, некоторые замечания для меня стали откровением. Например, осознание конечности. Неужели все так катастрофически? Давно в школе не работаю,а общаюсь в основном с деть как раз развитыми и читающими. Страшновато, ей богу)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валентиновна!
      Увы, это всё правда, мои личные наблюдения. Про конечность - подтверждаю. Я связываю это с тем, что сейчас есть бесконечные сериалы, видеоигры, поэтому дети думают, что это навсегда, что непременно будет вторая, третья, двадцать пятая серия и т.п., ну а запасная жизнь - само собой. С одной стороны, это оптимизм, а с другой - ужас.

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^