Продолжаем наш разговор об устной части экзамена ЕГЭ по английскому
языку. Переходим ко второму заданию. Что в нем требуется? Давайте обратимся к демонстрационной версии:
Согласно заданию, Вам нужно:
а) представить, что Вы задумались о том, чтобы купить данное кухонное приспособление
– то, что изображено на фотографии-рекламе;
б) задать 5 прямых уточняющих вопросов о данном товаре, а именно: 1) о
его цене, 2) можно ли купить это приспособление в интернете; 3) о количестве
функций приспособления; 4) о гарантийном периоде; 5) прилагается ли к данному приспособлению
книга рецептов;
в) у Вас есть 1,5 мин на подготовку (как и для любой части Speaking в ЕГЭ);
г) у Вас есть 20 сек на то, чтобы задать один вопрос.
Что
проверяется этим заданием?
а) умение безошибочно задавать разные виды
вопросов в любой ситуации на английском языке;
б) умение задавать вопросы
спонтанно – т.е. проверяется Ваш уровень владения ситуацией на иностранном
языке (на экзамене происходит имитация реальной разговорной ситуации).
Как
оценивается часть II
“Speaking”?
За это задание, если выполните
его правильно, Вы получите 5 баллов – по одному за каждый правильно заданный
вопрос. При этом, у Вас есть право на незначительные фонетические или
лексические ошибки, не затрудняющие восприятия. Данные ошибки не
учитываются только в случае их крайней минимизации.
Первое, на что хочу обратить
Ваше внимание: во второй части Speaking НЕ НУЖНО описывать картинку. Она дана
Вам только для иллюстрации!!!
Второе. Это задание
предполагает, что Вы знаете все виды вопросов в английском языке и как они
образуются. Вопросы делятся на прямые (четкие и прямые) и непрямые (используются для придания
Вашему вопросу вежливости – Не могли бы Вы…, Вы случайно не знаете… и т.п.).
Также следует знать и помнить о 4 видах вопросов в английском
языке:
1) общие (general questions) – те, что предполагают ответ “да”
или “нет”:
- Do
you speak English?
- Are
you a student?
- Has
she been studying Japanese for 7 years?
2) специальные
(special questions) – те, что содержат
вопросительные слова:
- What
is your name?
- How
long have you been there?
- Where
are you going?
3) альтернативные
(alternative questions) – те, что предлагают выбор (альтернативу) и в своем составе и содержат
слово OR:
- Do
you like swimming or jumping?
- Are
you reading or cooking now?
- Is it
a dog or a cat?
4) разделительные
(tag questions) – те, что “разделяются”
на две части при помощи уточнения в конце предложения и переводятся на русский
язык “не так ли?”:
- You
don’t want to eat the hamburger, do you?
- I am
a student, aren’t I?
- They
will arrive tomorrow, won’t they?
Если Вы не очень хорошо
помните, как образуются вопросы в английском языке, обязательно повторите. Вопросительные
предложения в английском языке имеют четкую структуру, которая нарушается в
разговорной речи, но далеко не всегда. Всё-таки на ЕГЭ Вам нужно показать
хорошее знание английской грамматики – классику, одним словом. Хочу предложить
Вам доступно изложенный материал по разделительным вопросам: его составила Мищенко Н.Г. на
сайте “Открытый урок 1 сентября”.
Теперь разберемся с тем, как
определить, какие именно вопросы нужно задавать. Можно отлично владеть
теорией, но при этом не понимать, что с ней делать. Задание 2 в устной части
ЕГЭ содержит множество подсказок, key
words, видя и понимая которые можно с легкостью преодолеть все преграды.
Подсказка
№ 1. Вас просят задать
прямые вопросы. Т.е. не придется
вспоминать множество вежливых формулировок типа Can/Could you…, Would you…, I wonder if…, Will you happen to know… и т.п. Вы ориентируетесь
только на предмет вопроса и сам вопрос.
Подсказка
№ 2. Она содержится в каждом
вопросе. Вам нужно просто отыскать ключевое слово, на которое следует
опереться. Снова обратимся к демоверсии:
Первый вопрос, который нам
нужно задать, - это вопрос о цене. Если Вы хотите узнать, что сколько
стоит, то какое слово Вы употребите в самом начале? Правильно, “сколько” или “в
какую цену”! Вот и здесь точно так же. Можно спросить вот так:
- How
much does the appliance cost?
Лучше, если Вы вместо the appliance скажете food processor. Есть и облегченный
вариант того же самого вопроса:
- What’s
the price of the appliance (food processor)?
Следующее, что Вам нужно
выяснить, можно ли купить кухонный комбайн в интернете. Обратите внимание на
слово IF. Оно означает слово “ли” – можно ли купить в интернете. Это слово
предполагает общий вопрос и чаще всего начинается со слова can:
- Can I
buy it online?
Дальше – number of functions. Ключевое слово – number, т.е. количество. Как задать
вопрос, чтобы узнать о количестве. Всё верно – “сколько”:
- How
many functions are there in the food processor/in it/in the appliance?
4-й вопрос о гарантийном
периоде. Т.е. Вам нужно просто спросить, какова его продолжительность. Ключевое
слово – продолжительность, которое указывает на вопросительное слово how long:
- How
long is the guarantee period for the appliance?
Наконец, последний, пятый
вопрос, должен содержать информацию о том, прилагается ли книга рецептов к
кухонному комбайну. Иными словами, есть ли она, существует ли в природе. Для
этого в английском языке есть замечательные обороты there is и there are:
- Is
there a recipe book to go with the unit?
А можно задать разделительный
вопрос:
- There
is a recipe book to go with the unit, isn’t there?
Итак, как видите, задание 2 в
устной части Speaking не такое уж и трудное. Важно
просто найти ключевое слово и на него опереться. Нужно просто почаще тренироваться,
чтобы дойти до автоматизма. Повторите вопросительные слова, правила построения
вопросительных предложений, типы вопросов и считайте, что 5 баллов у Вас в
кармане.
Желаю Вам успехов!
Спасибо, Светлана Николаевна. Ваш материал будут полезен выпускникам и молодым педагогам (у меня в школе 3 учителя английского языка - молодые специалисты).
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна! Дети получают низкий балл иногда из-за того, что не знают структуры и что от них требуется. Поэтому я много времени уделяю разжевыванию, раскладыванию по полочкам. Это оказывается краеугольным камнем успеха. Молодым специалистам именно это и посоветовала бы))) Успехов им!
УдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна! Согласна с тем, что вопросы-дело нелёгкое, и ученики часто испытывают затруднения с их построением. Насколько я знаю, непрямые( косвенные) вопросы не приветствуются в ответе на второе задание. Но, если, всё же, выпускник их задал, то они могут учитываться только при случае их совершенно правильной конструкции. С другой стороны, это значит, что учащийся невнимательно прочитал задание, в котором речь идёт ТОЛЬКО о прямых вопросах. Спасибо за квалифицированную консультацию.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Алексеевна! Спасибо за такое нужное дополнение. Я это не указала в своем сообщении, позже укажу (хоть и написала об этом, но не акцентировала внимание). Конечно, лучше делать так, как написано, а написано именно о прямых вопросах. Хотя они значительно обедняют задание, но зато облегчает его. Непрямые вопросы не все знают, лишь единицы.
Удалить