Источник картинки |
Часть “Speaking” (“Говорение”) подвергалась постоянным изменениям как в ОГЭ, так и в ЕГЭ
по английскому языку. То от нее вообще отказывались, то вновь признавали. В
конечном итоге, решили остановиться на варианте, наиболее приближенным к
Кэмбриджским экзаменам (касательно ЕГЭ). Честно говоря, я этому была
очень рада: требования не столь размыты, как это было раньше. Напротив, они
стали четкими и ясными. Теперь каждый сдающий и сам преподаватель точно знает,
что требуется в этой части испытания, следовательно стало отчетливо понятно, к
чему, собственно, готовиться.
В ЕГЭ по
английскому языку часть “Speaking” состоит
из 4 заданий. Каждую из них мы рассмотрим подробно, каждой я
посвящаю отдельный пост. Начнем с части I. Что в ней требуется? Давайте обратимся к
демонстрационной версии:
Согласно заданию, Вам нужно:
а) представить, будто Вы вместе со своим другом готовите проект;
б) Вы нашли кое-что стоящее в рамках данной работы и хотели бы зачитать
это вслух своему другу;
в) у Вас есть 1,5 мин на подготовку (как и для любой части Speaking в ЕГЭ);
г) у Вас есть 1,5 мин на то, чтобы этот текст прочитать вслух.
Что
проверяется этим заданием?
а) умение фонетически правильно
читать текст на английском языке (т.е. умение безошибочно произносить слова
английского языка, ставить фразовое ударение);
б) умение соблюдать нужную
интонацию во время чтения вслух текста на английском языке;
в) умение ставить паузы там,
где нужно, во время чтения вслух текста на английском языке.
Как
оценивается часть I “Speaking”?
За это задание, если выполните
его правильно, Вы получите 1 балл. При этом, у Вас есть право на 5
фонетических ошибок, среди которых могут присутствовать 1-2, искажающие
смысл (например, если вы скажете sink вместо think).
Если у кого-то из вас был опыт
сдачи ОГЭ, то данное задание соответствует его первой части “Speaking”. Там тоже нужно было
прочитать текст, однако за него давали 2 балла. Но всё-таки не пренебрегайте
этим одним баллом. Причина понятна: этот балл может оказаться решающим, а на
ЕГЭ это архи-важно.
Из опыта работы могу сказать
одно: самостоятельно, без проверяющего, это задание выполнить невозможно.
Исключением, пожалуй, может быть только тот факт, если Вы проживали довольно
долгое время в стране изучаемого языка или же занимались с носителем. Однако и
это НЕ является панацеей. Порой даже при этих условиях учащийся делает грубые
фонетические и интонационные ошибки.
Одна из причин плохого
результата в данном задании – непонимание смысла текста. Если это так, читающий
не сможет соблюсти правильную интонацию и расставить фонетические ударения,
которые неразрывно связаны со смыслом. Помните: балл будет снижен не
только из-за неправильно произнесенных слов, но и при несоблюдении или
отсутствии интонации.
Еще одна причина – неумение
делить предложение на синтагмы, т.е. на смысловые части,
состоящие из одного или нескольких слов, а также целого предложения, где одни
слова грамматически подчинены другим. Это как бы микро-смыслы в одной большой галактике
под названием “предложение”. Именно они определяют наличие пауз. Возьмем текст из демоверсии и
разделим первое предложение на смысловые части, определив паузы:
The first maps were drawn by explorers
| to help them find their way home | and show people | where
they had been.
Вертикальная черта показывает границы
синтагм. В ЕГЭ предложения длинные, поэтому в них, как правило, больше 2
синтагм. В данном предложении нет запятых, поэтому синтагму определить сложнее,
зато есть союзы, показывающие начало новой мысли. При их наличии разбить
предложение намного легче:
The maps | showed the shape of the land, |
distances between places | and special features |
such as caves and old trees.
Теперь немного о фразовом
ударении. Это интонационное
выделение одного-двух слов в синтагме. Таким образом мы показываем, какое слов
(слова) является ключевым. Вот как можно изобразить разделение на синтагмы и
наличие фразового ударения в тех же самых предложениях:
The /first maps were
drawn by /explorers | to help them /find their way /home | and /show people | /where they had been.
The /maps | showed
the /shape of the land, |
/distances between places | and /special features |
such as /caves and old /trees.
Что же касается интонации, то тут всё намного сложнее.
Она отрабатывается годами, т.к. кардинально отличается от русской. В данном
сообщении я не буду подробно останавливаться на этой важной составляющей,
просто порекомендую вот этот ресурс, где подробно и доступно написано, какой нужно выбирать тон –
восходящий или нисходящий.
Вообще, для того чтобы
привыкнуть к чуждой нам интонации, необходимо много слушать и говорить с
носителями. Только так возможно в совершенстве овладеть английским рисунком
текста и сделать свою речь настоящей, т.е. английской. Рекомендую сайт, где можно слушать речь
носителей, опираясь на субтитры. Или вот, например, English Central - похожий ресурс, даже более интересный и насыщенный.
Переходим еще к одной важной
части - фонетике, произношению. Все уже давно знают, что английское произношение очень
сложное, т.к. содержит 1% правил и 99% исключений. Научиться можно только путем
многократного повторения и чтения вслух. Есть замечательная книга под названием
“Ship or sheep”. В ней отрабатываются разные
сложные случаи. Также есть сайт с одноименным названием.
Могу порекомендовать еще одну
книгу – О.А. Колыхаловой и К.С. Махмурян “Учитесь говорить по-английски”. Недостаток состоит в том, что в ней
отсутствует аудиоприложение. Это очень странно, т.к. курс фонетический и
упражнения что надо. Если Вы занимаетесь с преподавателем, владеющим английским
произношением и интонацией, то этот материал окажет вам большую помощь.
Вот еще несколько
интернет-ресурсов:
Genki English – прокрутите страницу вниз, и
Вы услышите забавные озвучки автора английских звуков и дифтонгов.
Ivona – здесь можно прослушать не
только одно слово, но и целый текст, напечатанный или скопированный Вами.
CambridgeEnglish Online – просто отдохните, играя в
забавные фонетические игры.
Oxford University Press. The English File - здесь Вас ждут произношение
звуков на английском, а также фонетические игры.
Надеюсь, данные материалы Вам
немного помогут. Чтение вслух не такое уж и простое задание. Над ним придется
долго и упорно работать. Если у Вас большие пробелы по этой части, желательно
посвятить этому отдельные занятия.
Если у Вас есть вопросы, Вы
можете их задать, я обязательно на них отвечу. Желаю Вам успехов!!!
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Какая подробная консультация! Спасибо! И за список очень полезных ссылок. Действительно, ребята к чтению текста, за который только один балл полагается, относятся спустя рукава. К сожалению..С Вашего позволения, дам ссылку на этот пост в своём блоге в разделе "Готовимся к Экзаменам". Очень признательна.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Алексеевна! Да, к сожалению, это задание считается непривлекательным, однако я настаиваю на его значимости, т.к., по сути, от него зависит, как будут оценены остальные задания части Speaking. Неумение интонировать и правильно произносить слова - это то же, что говорить, как робот. Баллы за части 2, 3 и 4 будут однозначно снижены.
УдалитьКонечно, я буду очень рада, если Вы дадите ссылку на мою статью. Будет хорошо, если она кому-то пригодится.
Утро доброе, Светлана Николаевна! Поражаюсь учителям английского. Ну ничегошеньки в языках не смыслю... Наверное, к этому нужно иметь особый склад ума... Или какого-то другого восприятия звуков (?)... Не знаю. В любом случае, для меня иностранные языки - темный лес...
ОтветитьУдалитьДоброе утро, Надежда Александровна! А вот и нет! Научно доказано,то любой может заняться тем, что ему интересно. Я ведь и статью про это писала. Заинтересуетесь, поставите себе цель - и всё получится!
Удалить