29 марта 2019 г.

НЕуспех как признак успешности


В последние годы особенно ярко звучат слова про то, что мы должны воспитывать успешную личность, что это - залог будущего, что ученик просто обязан быть успешным, иначе все дороги к празднику жизни ему будут закрыты. Но что происходит на деле? Так ли важен этот самый успех и что это такое в реальности?
Разумеется, мне, как учителю, хотелось бы, чтобы мои ученики были успешными, но в смысле успевали по моему предмету, двигались вперед, избегали когда-то сделанных ошибок, не останавливались на достигнутом. Я радуюсь за их победы и успехи, это и в самом деле является хорошей мотивацией к обучению и жизни вообще.
Однако есть и другая сторона, которую я назову очень мрачно, – оборотная сторона Луны, ретикулярная формация, подсознание, - одним словом, то, что, по большому счету, скрыто от окружающих, но все про него знают.
“Он” - НЕ успех, неудача, промах, ошибка. Эти слова и синонимы к ним стали дикостью для всеобщего декламирования, их произносят чуть ли не со страхом и только шепотом, наделяя сакральным смыслом, боясь, как древние язычники, что если произнесешь нечто жуткое, оно к тебе и явится. Но так ли они страшны, как малюются?
Вот получает ребенок “четыре”. А до этого у него всегда было только “пять”. (Или так. Получает “три”, а всегда было “четыре”.) Дома его запрограммировали настроили, что ниже пятерки у него не может быть никогда и ни при каких обстоятельствах. И ребенок, всецело в этом убежденный, заставляет всех учителей точно так же думать, но вот незадача, не все учителя так хотят думать, и вот они-то ставят четверку. Она видится ребенку страшным монстром, чудищем с огромными глазами, постепенно надвигающимся на него и не дающего ни малейшего шанса убежать куда подальше. И – всё. Наступает ретикулярная формация. Неизвестность. Мрак. Ребенок растерян. Он понятия не имеет, что делать в ситуации, когда ты НЕ идеален или когда ты проиграл. Его же научили только одной ситуации – ситуации успеха, триумфа и аплодисментов, а как вести себя в ситуации НЕуспеха, НЕудачи и отсутствия аплодисментов он и знать не знает. А неизвестность всегда пугает – что ребенка, что взрослого. И тут, как выразился один мой маленький логопациент, “начинается паника”. Выглядит это со стороны удручающе. Истерика, слезы, что его дома “убьют”. Или нет истерики, просто ребенок очень сильно расстроен и подавлен. Пытаешься успокоить, поговорить, объяснить, но слова не доходят. Ведь придет он домой, а там – претензии, упреки, обвинения. Как это ты не смог?! Такого быть не может! Ты обязан быть успешным, и мы пройдемся по кому угодно, но успешным тебя сделаем или всем докажем, кто ты на самом деле! Отметка – идол, которому ежедневно приносятся в жертву время, покой, психическое и физическое здоровье ребенка. А за ней – жертва этому страшному Молоху под названием Успех. 
А разве правильно совсем не учить ребенка, как быть в ситуации НЕуспеха? Как обучают фигурному катанию? Правильно, долго и упорно учат падать, ведь это целое искусство! Именно от мастерства падения зависит уровень профессионализма фигуриста, его техника, уникальная программа. А если бы его учили только кататься и с улыбкой смотреть на трибуны, получались бы олимпийские чемпионы? Очень сомневаюсь.
Так почему же не обучать падению детей – т.е. обучать ситуации НЕудачи и что с этим всем делать? Да, ты упал, больно. Иногда страшно. Страшно не падать, а лежать на земле и ничего не делать. Но давай мы посмотрим, а что нам теперь делать. Здесь и сейчас. Больно? Перевяжем рану, подождем, пока заживет, и двинемся дальше. Страшно? А мы переборем все наши страхи, прогоним их прочь, засмеемся им в лицо. Неприятно? Ну да, такое тоже бывает, не всё же, как говорится, коту Масленица. Бывает и похуже, но мы справимся со всем этим! Быть может, нас вовсе не ждет Нобелевская премия или бурные овации на красной дорожке, но мы преодолели себя вот в этой самой обычной ситуации, но такой для тебя важной и нужной, и это прекрасно!
А еще много говорят о воспитании гармоничной личности. Вот лично я это понимаю, когда есть баланс: и хорошее – ну это когда грамоты, признание, блестящие результаты в учебе и по жизни, - и трудное, которое тоже имеет право на существование, потому что именно оно, по моему убеждению, является дорогой к успеху. Именно труд, отсюда – трудности, прокладывают дорогу к настоящим знаниям, успеху, гармонии и победе. Невозможно всю жизнь кататься на санках, иногда, хотя бы разок, стоит и саночки самому повозить.

Фото взято из интернета

22 комментария:

  1. Я с вами согласна, Светлана Николаевна! В жизни нас ожидает и "неуспех". И надо уметь все преодолеть, не сломаться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Только при балансе можно устоять и стоять ровно, иначе неизбежны необратимые проигрыши и потери.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Мои дети(дочь и сын) давно выросли, у них есть свои дети. Но как сменились понятия "Что такое хорошо и что такое плохо". Мне нравится мысль, что надо "обучать ситуации НЕудачи". Но как хочется, чтобы удач было больше...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Ивановна! Конечно, очень хочется! Но еще мне хочется, чтобы дети знали, как вести себя в любых ситуациях и были к ним готовы.

      Удалить
    2. Светлана Николаевна, хорошо, что есть такие учителя, как Вы.

      Удалить
    3. Спасибо, Ирина Ивановна, на добром слове)))

      Удалить
  3. Светлана Николаевна! Дорогая! Как мудро! Вот перед входом в нашу гимназию большими яркими буквами написано о том, что здесь всех ждет дорога к успеху. А девиз наших гимназистов : "Per aspera ad astra"-" Через тернии- к звёздам!" Именно, через тернии. Никого в жизни не ждет та самая "тарелочка с голубой каёмочкой!" Только труд. И, конечно, правильное нейролингвистическое программирование". К сожалению, многие учителя,сами того не подозревая ( или нет), программируют ребят заведомо на неуспех. строят преграды: " ты не сможешь, математика-это не твоё, тебе никогда не сдать на "5" и т.п.Психологи считают, что один из главных шагов на пути к жизненному успеху – правильная постановка цели. Помните первую встречу Алисы с Чеширским Котом?
    «-Скажите, пожалуйста, куда мне идти?
    - А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
    Мне все равно…-сказала Алиса.
    - Тогда все равно, куда идти,- заметил Кот».
    В этом отрывке сформулирован один из важнейших принципов жизни – цель определяет направление движения. Многие люди терпят неудачи в жизни, так как не имеют хорошо продуманных целей.Главное, ставить перед собой правильные цели и научить пользоваться своим успехом или даже неуспехом на благо не только себе, но и окружающим.
    Спасибо Вам за поднятую тему! Оставляю Ваш пост себе в закладки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Вот! Поддерживаю: per aspera ad astra, и только так! Увы, сейчас это становится всё менее актуальным, многих просто не убедить, что, оказывается, надо самому что-то делать, чтобы достичь какого-то результата. Нельзя никого программировать ни в ту, ни в другую сторону, нужно дать свободу мыслить и помогать двигаться, объяснять, что есть такие-то пути, показать, что ждет в конце каждого из них. Это как раз из серии "направо пойдешь..." и т.д.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Очень мало педагогов понимают правильность смысла "упал - поднялся".
    В некоторых случаях запоминается именно "упал", о котором не дают забыть. И все сотни успехов после "поднимания" перечеркиваются одним единственным "упал".
    Да, согласна, это надо помнить, но помнить не то, как ты упал, а как ты поднимался, сколько труда было положено (совместного учитель-ученик-родители), и каких успехов добился. И это общая радость.
    А на деле же получается "шпыняние" ребенка за тот самый промах, который привёл к падению.
    И ещё что я заметила, мы все разучились радоваться успехам других.
    "Конкурентная борьба" за место под солнцем... Печально.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Я таких учителей не встречала, только по жизни это хорошо усвоила: вот ты кажешься кому-то хорошим, потом что-то, опять же по мнению этих кого-то, делаешь не то, и всё! Ты уже НЕ хороший, и тебе могут вообще не забыть этого "промаха".
      Конкуренция просто отвратительна, и она идет и между родителями, и между учителями, и между детьми. Готовы идти по головам, сделать всё, что угодно, лишь бы непременно быть успешным и отличником. Ужас.

      Удалить
    2. Вы очень правильно сказали "...ты кажешься кому-то хорошим, потом что-то, опять же по мнению этих кого-то, делаешь не то, и всё! Ты уже НЕ хороший, и тебе могут вообще не забыть этого "промаха".
      Я не раз это испробовала на своей шкуре.
      Очень сложно понять, принять и... не озлобиться.
      И ещё я заметила, что есть люди, которые соверешенно неприемлют слово "нет" по отношению к ним.
      Сами же много раз отказывают тебе в чем-то, но стоит только тебе сказать решительное "нет", начинается недоумение на грани негодования: "как ты посмела мне отказать!"
      И ещё я заметила, что эти люди очень ловко раскидывают сети, в которые попадаешься, и вот тебе уже не выбраться без ущерба для себя.
      И то, что создавалось годами, рушится в один миг...

      Удалить
  5. Светлана Николаевна, здравствуйте! Тоже на этим вопросом задумывалась... Какое-то бездушное время наступило... Зачем эта гонка? Быть успешным сейчас модно. Зачем? Все больше и больше зарабатывать? А если у человека другие приоритеты?
    Вот и у нас в библиотеке стали модны лозунги "Чтение - символ успеха", "Бизнес без чтения ничто". Задел хороший - чтение. Но мотивация, думаю, неправильная.
    Живем в обществе социального дарвинизма. Успешный поглощает неуспешного, богатый - бедного... Грустно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Витальевна! А поменялись у всех приоритеты, угол зрения целиком и полностью направлен на достижения, грамоты, аплодисменты, красные дорожки и всемирное признание. Ладно если человек понимает, что надо что-то делать самому, или что его достижения - результат работы его наставника или учителя, так нет же, как же! Это я всего добился. Сам! А еще заметила, есть такое среди некоторых детей: полное убеждение того, что ошибок он не делает. Пытаешься поправить его, объяснить, а он начинает высокомерно спорить и очень нагло себя вести. Вот эта убежденность в собственной правоте всегда и во всякое время - это ужасно. Такой человек непробиваем, они никогда ни в чем не уступит, даже не подвинется. Ведь в мире есть только он. Точка.

      Удалить
    2. Светлана, я конечно, не педагог, но думаю, что ребенок - отражение собственных родителей. Все это он видит и ежедневно слышит в семье. Ну, плюс современные фильмы. А классику забросили, как нерентабельную. А именно в ней, родимой, все что ни на есть настоящее...

      Удалить
    3. Вы совершенно правильно всё думаете и понимаете! Именно так.

      Удалить
  6. Как тут не вспомнить Пушкино?
    О сколько нам открытий чудных
    Готовят просвещенья дух
    И опыт, сын ошибок трудных,
    И гений, парадоксов друг...
    А опыт и успех чаще основаны на пробах, ошибках, неудачах. Всякая победа формируется через собственные ошибки и опыт поколений, через провалы, и не стоит прятаться от испытаний и опасается неудач.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пушкин бессмертен в своих творениях! Мудро, ёмко и ясно. Дорогу осилит идущий.

      Удалить
  7. Обучать ситуации неуспеха можно только на собственном опыте. Мы, взрослые, сегодня живём со словом СЛИШКОМ: слишком амбициозны, слишком требовательны к другим, но не к себе, слишком завистливы, слишком торопливо и т.д.
    А надо остановиться и поговорить - с собой, с ребёнком. И вместе учиться и преодолевать.
    А в школе ситуацию неуспеха развиваем мы, учителя. Оцениваем детей необъективно. Нет ни одного учителя, кто бы оценивал ровно. И жадничаем, и дарим, и возвышаем, и принимаем. Сменить систему оценивания - и ситуаций неуспеха будет в разы меньше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сводить всё к учителю я бы не стала. Оценка - больная тема, но тем не менее именно родителям следует объяснять ребенку, что в жизни есть не только кисельные берега, но и дворец Кощея, и надо уметь преодолевать трудности, проходить и через непонимание, и неудачу, и несправедливость. Трудности должны закалять, а не бить наповал. А тот, кто сам поступает несправедливо, останется на его совести.

      Удалить
  8. В спорте,кстати,все предельно ясно. Умей побеждать,умей проигрывать.
    Рада, что этим качествам муж научил сына. Он теперь и в жизни, отстраненной от спорта, применяет навыки и умения спортивного прошлого, в том числе мужество преодоления неудач)

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Очень серьёзная статья и важная тема... С Вашего позволения воспользуюсь при подготовке к родительскому собранию. Да... жизнь, конечно, расставит всё по своим местам, но без падений не будет и взлётов, а отличниками стать хочется всем и сразу.....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Конечно, воспользуйтесь, ведь эта тема, как мне кажется, волнует практически каждого учителя, который воочию всё это наблюдает.

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^