21 августа 2019 г.

Израиль и Турция. Часть IX. Манавгат: античный город Селевкия, Акведук, ГЭС и водопад.

Часть V. Палестина: Вифлеем.
Часть VI. Иерусалим: еврейский и армянский кварталы.
Часть VII. Турция, она самая. Общие сведения.
Часть VIII. Античный город Сиде.

Решили мы поехать на какую-нибудь экскурсию. Бюро находилось в двух шагах от нашего отеля, буквально примыкало к нему. С хозяином его мы даже подружились – это который коренной азербайджанец. Он нас всё приглашал зайти к нему чай попить, а если мы заходили, то наливал очень вкусного гранатового чая. Запах и цвет – шедевр!
Рассказал об экскурсии в город Манавгат – совсем недалеко от нас, в провинции Анталии, вернуться должны были около 16:00-17:00 вечера, а это очень здорово для нашего ребенка, надо же как-то к экскурсиям привыкать, с такой, как я, на месте не посидишь. Таким образом, мы не пропустили ни завтрак, ни ужин, слово было сдержано. Нам очень понравилось и это обстоятельство, и то, что не очень рано надо было отправляться, и то, что едем на водопад. Даааа, знала бы я… Но давайте начнем с самого начала.
Всё время мы ехали вот в таком автобусе с открытыми окнами:

Конечно, накануне я задала сотню вопросов касательно безопасности нашего путешествия, больше заботясь не о себе, а о сыне. Нас заверили, что даже с грудными детьми едут. С нами и правда ехала очень маленькая девочка, от силы 7-месячная, с мамой, папой и двумя братьями. И здесь слово свое наш знакомый сдержал: водитель ехал нормально, без эксцессов, этим мы остались довольны. Когда с нами знакомились, то рассказали, что у него 25-летний стаж работы без единого замечания, это обнадеживало.
Экскурсия проходила на 3 языках: английский, немецкий и русский. На первых двух говорил турок, на русском - девушка Богдана. Предпочтение отдавалось немецкому языку, который, как я уже вам говорила, турки просто обожают. Именно Богдана нам сказала, что все турки мечтают уехать в Германию и там жить.
- А мне Турция нравится, - весело добавила она.
Ничего лично против этих экскурсоводов я не имею, веселые и классные ребята, скажу об их работе. Я привыкла, что экскурсовод – это тот человек, который рассказывает много и по существу. За всё время путешествий по России и Европе мне посчастливилось встретить настоящих профессионалов, которые не просто языком мололи, а сообщали очень интересные и важные сведения. Пока ехала по Манавгату, всё вспоминала прекрасного экскурсовода Игоря, с которым ездила по Крыму на Ай-Петри, в пещеры и водопад Джур-Джур, а вот прямо сейчас вспомнилась молоденькая девушка на Валааме в 2003 г., от речей которой просто невозможно было оторваться! Ну настолько люди умеют заинтересовать, рассказать, на любой вопрос ответить! Вечером приезжаешь, а ты перегружен информацией, потом обо всем увиденном долго размышляешь и даже спустя годы вспоминаешь и радуешься, что тебе так здорово об этом рассказали.
Что было здесь? Из серии – смотрите, люди добрые, это водопад. А вот это - дерево. А вот здесь – последствия лесных пожаров, будьте осторожны, берегите природу. Я всё ждала: ну когда же будет нормальный рассказ? Но – не дождалась, увы. Кое-что Богдана всё же рассказала, турок же травил непонятные анекдоты, очень громко разговаривая на немецком и английском, кое-что тоже пытался поведать, но всё равно – информации было катастрофически мало.
Т.к. автобус был без окон, экскурсовод придумал такую штуку: набрал холодной воды в ведро, опустил туда несколько пустых бутылок и приказал наполнить их водой. Как только проезжала какая-нибудь машина-джип, он громко кричал на немецком:
- Wasser!!! Wasser!!! (я сначала не понимала, о каком таком Васе он кричит)
И надо было содержимое бутылки вылить на проезжающую машину или машины. Визг, хохот, громкие восклицания, - и так всю дорогу. Хорошая компенсация пустой экскурсии с точки зрения информации. Однако мне тоже было весело, и я даже разок пульнула водой в кого-то, ну надо же было чем-то заняться!
Еще в нашем автобусе были непонятные фотографы – юноша и девушка. Они были ненавязчивы, но постоянно всех фотографировали, меня как-то поставили на развалины, хотя я протестовала, а потом подумала - ну жалко, что ли? Фоткайте на здоровье! Смысл был в том, что в конце экскурсии они предлагали что-то типа профессиональных снимков. А мне и так сойдет, с моего родного андроида.
Итак, утром, после завтрака в отеле, мы отправились на экскурсию. Правда, автобус изрядно опоздал, минут на 40, но это можно списать на то, что он забирает из разных мест, могли быть пробки и т.п., так что я никого не виню.
Проезжали мимо таких интересных домов, которым под 1000 лет. Уж правда или нет, не знаю, но так сказали, что дома эти сохранились с древних времен:

А потом отправились в античный город Селевкия, или Либре:

Раньше город был обнесен высокой стеной. Сейчас не сохранились даже дома, но есть кое-какие руины, так что посмотреть есть на что. Вообще эта территория не была разграблена, как многие другие, из-за удаленности от больших населенных пунктов, как Анталия, например. Город был основан в IV в. до н.э., у власти здесь когда-то был сам Александр Македонский. Вот удивительно мне про него слышать не первый раз: он что, по всей Турции, что ли, прошелся, во всех городах был? Загадка истории, учитывая, что его жизнь была довольно короткой, с современной точки зрения, хотя и завоевал он порядочно. Но всё равно – как можно было везде побывать?

Продолжим. Впоследствии власть в городе была захвачена армянами, они построили здесь церковь, руины сохранились, ниже покажу. Собственно, это место было разрушено из-за землетрясений. Когда делали раскопки, обнаружили огромную статую Аполлона, посуду, чашки и др. предметы быта. Сейчас всё это богатство находится в Анталийском музее. Я так понимаю, это очень крупный музей, там, наверное, вся история Турции собрана, постоянно о нем слышала. К сожалению, мы туда не попали: не довелось целенаправленно поехать в Анталию.
А вот за это дерево – так называемое ростковое дерево - велись настоящие бои, потому что в античные времена оно славилось своим целебным свойством:

Погружаемся в город. Честно говоря, мне там очень понравилось. Как-то там спокойно и умиротворенно, никакого напряжения или страха. Плюс стояла рядом с Богданой и всё записывала в блокнотик, что она говорила. А слушатель была одна я и еще кто-то. Остальные побежали инжир смотреть и делать селфи для Инстаграмма.
Это – торговая площадь, или уже знакомая вам по предыдущему сообщению Агора:

Справа располагается парламент, где, как это понятно, решали важные городские вопросы. Пройдемся по этому официальному месту (конечно, я везде залезла и поднялась, так еще мужа с сыном с собой потащила):

Знакомая мозаика:

Армянская церковь:

А это не что иное, как бани:

Вокруг прекрасная умиротворяющая природа:

За банями располагается некрополь, но его что-то было не видно, да и времени нам особо много не дали, но ничего страшного, мы увидели самое главное.
Дальше был зоопарк:

Я не поняла, что это было. Два вида замученных животных. И всё. Пошли ради сына, чтоб его порадовать. А за вход была дополнительная плата. Вот только за что, история умалчивает.
Дальше было очень красивое место, кстати, очень знаменитое - древний водопровод или Акведук:

Мы здесь просто остановились на 10 минут и поехали дальше.
По пути увидели самую важную достопримечательность - “Титаник”)))

Потихоньку добрались до живописного места – Манавгатского водохранилища и ГЭС:

Мы были на смотровой площадке, где было очень красиво. Глубина водохранилища – 100 м:

Плотина Оймапинар (высота 185 м) – совместное производство Турции и Германии (фото делала на ходу):

Голубое озеро:

Возвращаемся обратно через небольшую пещерку-тоннель:

Попадаем в местное кафе. Там мы попробовали национальную турецкую лепешку гёзлимé, которую готовили прямо у нас на глазах:

Она была с разной начинкой, мы заказали с шоколадом. На деле шоколадом просто обмазали лепешку, но всё равно было неплохо, мы к тому времени уже изрядно проголодались:

Полюбуемся красивыми видами:

Дальше нас повезли на обед. Было невкусно. Предлагался шведский стол, но продукты были какие-то непонятные, хотя овощи свежие. Очень понравился арбуз. Сидели в кафе и смотрели на яхту, на которой мы потом катались:

Кто-то в этом озере купался в ожидании обеда, но вода была холодной, хоть и чистой. Мы сидели прямо рядом с водой, видели, как рыбки в ней плескались:

И вот она, водная прогулка:

Было тихо и спокойно (до поры до времени, пока зачем-то не включили громкую турецкую музыку), мы сели на нижнюю палубу, т.к. на верхней был настоящий утюг. В какой-то момент яхта остановилась, и все желающие смогли искупаться в озере. Напитки предлагались за дополнительную плату, в том числе алкогольные. Не по душе мне это пришлось. С одной стороны, места живописные, а с другой – вот этот непонятый отдых с чужими людьми на борту, я всё же люблю на природе быть в тишине и покое, думать и размышлять.
После прогулки по воде мы отправились в мечеть. Никогда не была внутри, просто было интересно посмотреть. Перед прогулкой, пока обедали, слышали намаз: была пятница, священный день мусульман, поэтому тогда нас туда не пустили. Итак, мы, как полагается, разулись:

И зашли внутрь:

Место молитвы для женщин:

Как видите, мечеть совсем небольшая.
В конце экскурсии мы отправились на водопад Манавгат. Мы, собственно, ради него вообще поехали на эту экскурсию. Я ж как представляла: это как Джур-Джур в Крыму. Ну или пол-Ниагары, на худой конец. Дааааа…. На деле оказалось всё совсем по-другому, а сам водопад вообще искусственный, не настоящий, хоть и красивый, конечно. Располагается он в лесном парке, вход за дополнительную плату:

Вот он, собственной персоной:

Видео:

Окрестности:

На обратном пути увидели попугаев, но я как-то таких больших боюсь: вдруг клюнут.

Потом мы сели в автобус и отправились домой. Там началось неприятное. Посмотрите внимательно на это фото. Видите шляпу рядом с водителем?

Я, когда заходила несколько раз в автобус, обращала несколько раз на надпись “Tip Box” (коробочка для чаевых). Оказалось, это добровольно-принудительное мероприятие. Экскурсовод, который мужчина был, взял эту шляпу и начал ходить по рядам собирать чаевые. Богдана сидела рядом с моим мужем и сыном, и мне муж потом передал ее слова о том, что ей очень стыдно, что они ходят и милостыню просят, но ничего с этим не поделаешь. Я, как правило, чаевые не даю никогда, у меня свое понимание всего этого и вообще этого явления в целом. В данном случае – вообще неприемлемо. Экскурсии весьма недешевы. Плюс дополнительные траты за зоопарк и лесной парк. Плюс практически никакой информации или информация ни о чем. Плюс обед невкусный, за такие деньги, я так полагаю, должно быть намного лучше. Уж на что я человек неприхотливый, всегда ем, что дают, но этот обед меня возмутил.
Однако, несмотря на все эти недовольства, экскурсией мы остались довольны. Красивые пейзажи, места, античный город, озеро и Акведук, просто хорошее настроение и веселые окружающие люди. Было довольно впечатлений, свежего воздуха и радости. Это была самая обычная прогулка, и она удалась.

1. Сколько же Вы всего увидели во время своей поездки, Светлана Николаевна. Спасибо, что так подробно обо всем рассказываете, делитесь своими впечатлениями

1. Доброе утро, Анна Борисовна! Когда пишу свои сообщения, словно заново всё переживаю,потом ещё сто раз перечитываю, много правлю, но всё равно бывает, пропускаю ошибки и опечатки.

2. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Ваш рассказ просто потрясающ!
    Я как будто побывала с Вами на этой жкскурсии.
    А вот водопад... да, такие "водопады" у нас регулярно образуются по всему побережью после сильных ливней, когда дорогу размывает.
    Но для Турции, наверное, это достаточно.
    Больше поразила голубизна озера.
    Создалось впечатление, что вся Турция - это развалины и отели.:-B
    Убеждаюсь в том, что хочу побывать там.

1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! У меня тоже такое впечатление - по поводу развалин. Но это и неудивительно, ведь сколько цивилизаций и государств там было! Это ж надо, до наших времён столько всего сохранилось, и оно вот, под открытым небом, протягивая руку и касайся!
      По поводу водопадов вроде ещё где-то были, но уж не знаю, посмотрю в интернете, может, и правда в Турции только такие метровые так называемые водопады, а больше нет.

3. Как интересно, Светлана Николаевна! О, времена! О, нравы! Хочется так сказать, прочитав конец вашего поста.

1. Да, Ирина Михайловна, o tempora, o mores никто не отменял))) Но не будешь же воспитывать взрослых людей. Вот так оно устроено.

4. Красиво, бесспорно, вокруг! Но... плохое питание 🍴🍕🍔, дополнительные непредвиденные расходы, выпрашиваемые чаевые - ничего не изменилось в Турции за последние 5 лет. Меня это, честно говоря, угнетали.
    А вот лепешку мы тоже такую пробовали. У нас их готовили прямо на пляже. Очередь всегда была к женщине, которая эти самые лепешки делала))

1. Оля, доброе утро!
      По поводу еды я не согласна, нормальная там еда, но на экскурсиях она была отвратительна. Она вроде как входит в стоимость экскурсии, но на деле вот такой результат, а ещё напитки за дополнительную плату. Я бы лучше на месте заплатила, как в Крыму, зато было очень вкусно и то, чего хотела я.
      Несмотря на все недостатки, которые я описала, мне всё же Турция понравилась, я ко всему этому отношусь по-другому. Чаевые пусть хоть оппросятся, я их не даю, только в редчайших случаях. Допплаты - так они везде могут быть, но об этом нас предупреждали заранее. И ещё стоимость экскурсий всё же несоизмерима с её содержанием, вот это полное безобразие. Впереди мой новый разгромный пост, там уже вещи намного серьезнее, то, что я написала в этом посте, только начало ягодок)))
      Лепешка на вкус обычная, правда, я долго думала, есть - не есть, опасалась глистов. Но лекарства у нас на все случаи жизни были, да и Серёжа откусил кусочек, дальше есть не стал, что-то не понравилось ему. Я, видимо, очень сильно есть хотела, поэтому, собственно, одна эту лепешку и слопала)))

5. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Снова прекрасная прогулка по древним развалинам. И мелкие бытовые неприятности не испортили общего впечатления. Лепешка не произвела на меня впечатления. Я бы такую тоже не ел. Тут я вполне солидарен с Серёжей! А сколько она стоила?

1. Здравствуй, Иван! Лепешка стоила около 5-6 долларов, точно не припомню. Но я не могла уехать и не попробовать)))

6. По поводу экскурсоводов и в целом сопровождения экскурсий. Согласна с тем, что, заплатив, ты ждешь адекватной отдачи. Явно, не за "Вассу" вы деньги отдали))
    Серия потсов получилась очень содержательной. Мне кажется, надо отправить на публикацию на какой-нибудь тревел-сайт. Будет поль-за для всех)

1. Здравствуйте, Ирина Валентиновна! Подумываю о публикации, уже кое-что делаю. Поучится-нет, пока не знаю.
      А насчет экскурсий - увы, такие в Турции турбюро и экскурсоводы. Много, конечно, видишь, воспринимаешь, проникаешься, но всё это граничит с непонятными дополнительными тратами, отвратительным обедом и практически пустым содержанием.

7. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Ну что ж... Не только у нас экскурсионное обслуживание может быть не идеальным за приличные деньги... Но природа, природа-то как красива!!! Возмутил зоопарк - вот просто везут, лишь бы пункт дополнительный в программе оказался, а "Титаник"? Как он мог там оказаться и зачем?
    Шляпа понравилась!))))) Я б тоже повозмущалась! А ещё б активненько все проезжающие машины поливала водичкой!

1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Да, после экскурсоводов в Крыму (или просто повезло так?) я, мягко говоря, пребывала в шоке. "Титаник" - это шутка такая нашего веселого турка, который приказал сосредоточиться, приготовить свои фотоаппараты или телефоны и внимательно смотреть влево, т.к. буквально через несколько секунд там будет величайшая достопримечательность. Отсчитал пять, четыре, три... И вот - "Титаник"!!! Который,оказывается, в Турции был всё это время))) Зоопарк - вот так. Не понимаю, что это было. Да, Вы правы, ради пунктика в программе. А смотреть на жарящихся на палящем солнце животных просто сил не было никаких...
      А водичка мне тоже понравилась, было очень весело!

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^