4 августа 2018 г.

Крым, мой Крым! Часть VIII. Дерево Кощея, водопад Джур-Джур, ванны Любви, Красоты и Здоровья, загадочная Крымская подземка

Продолжение. Часть I Побег из БЕЗсолнечной Долины.
Часть II Отель "Амели". 
Часть III Пляж в Солнечной Долине. 
Часть IV Солнечная Долина собственной персоной. 
Часть V Генуэзская крепость, г. Судак.
Часть VI Гора Ай-Петри, Большой Каньон Крыма, или Terra Incognita
Часть VII Симферополь

23 июля. Понедельник. С трудом открываю глаза. В окна смеется любимое солнце, занавески колышутся от небольшого ветра, птицы оглушающее поют. Что-то меня заставило посмотреть на часы. 6:20. Ага, хорошо. Что?!
- Как 6:20?!? – почти закричала я.
Мой предательский будильник на сотовом не прозвенел. Я заметалась по номеру. Разбудила мужа. Он стал метаться вместе со мной.
- Я опоздала! – со слезами говорила я, - не увижу пещеры!!!
Муж уговаривал скорее одеваться, ведь со мной из нашего отеля должны были ехать еще 3 человека, да и такси до Судака мы заказывали на 6:30. Но я впала в ступор: не успеюююю!!! Потом супруг выбежал на улицу. Я набрала “Меридиан”. Там сказали, что перенести экскурсию на другой день могут, только надо будет еще 50% оплатить. А перенести уже не смогу: уезжаю скоро. Села на кровать. Всё пропало.
Затем зазвонил телефон. Это была Ирина – “связная” с “Меридианом”:
- Светочка, такси еще не приехало, одевайся скорее, успеешь!
Я сорвалась, побежала в ванную. Прибежал муж, сказал, что на улице еще никого нет: ни людей, ни такси. Собралась за 3-5 минут. Рюкзак был собран с вечера. Поесть не успела. Ладно, зато в рюкзаке есть лепешка. Выбежала на улицу, слетела со ступенек: такси приехало! Плюхнулась на переднее сиденье и…выдохнула. Еду!!!
Дорога до Судака пролетела без единого слова. Прибыв на место, я достала из рюкзака лепешку и стала спешно есть. Спустя какое-то время увидела Игоря Гаркушу, порадовалась, что снова еду с ним. Мы сели в маршрутку, т.к. нас было относительно немного и отправились в путь.
Впереди - дорога не такая дальняя, как к Ай-Петри и Большой Каньон. Мне захотелось еще раз побывать на Крымской природе, а главное – увидеть две пещеры. Первый раз я побывала в Новоафонской пещере в Абхазии в 1991 г. Меня это впечатлило – настолько, насколько это возможно для 9-летнего ребенка. Помню то страшное пещерное бездонное озеро, которое было темным и мрачным. Всё боялась туда попасть…
А второй раз была в пещере Троице-Сканова монастыря (здесь можно посмотреть фото), куда заходишь и вытягиваешься в полный рост, а потом – ползешь. Чуть ли там не заблудилась. Жутковато было, но всё обошлось.
Теперь мне предстояло увидеть Мраморную пещеру и Эмине-Баир-Хосар (Мамонтовую), располагающие в 1,5 км друг от друга на нижнем плато горного массива Чатыр-Даг (от крымско-татарского “шатер” и “гора”, т.к. с виду гора действительно напоминает палатку):


Но сначала отправимся в “водное” путешествие, где нас ждет небольшой экстрим.
Итак, добрались мы до места Х довольно быстро, первая остановка, как и прежде, была возле храма-маяка, о котором я уже рассказывала ранее. Затем, уже на второй остановке, высадились из своей маршрутки и поехали на…джипах:


Вот только я не на этом симпатичном красненьком ехала, а на другом. Но всё равно было так необычно. Удобно уселась и показалось мне, будто я в Африке. Селфи сделала. Довольнаяяяя:


Ну а чем быть недовольной? На экскурсию успела, солнышко светит, погода прекрасная! Знала бы я, что меня ждет…
Сначала – дорога до водопада Джур-Джур, в ущелье Хапкал. Представьте себе, что Вы едете прямо по огромным булыжникам и камням. Да-да, именно так мы и ехали! Надо было не просто держаться, а буквально вцепиться в сиденье, чтобы элементарно не свалиться. После такой дороги ощущение такое, будто не Вы по камням ехали, а они по Вам. А всё карстовые породы виноваты! Хоть какую дорогу построй, она превращается в страшное нечто. Понятное дело, что даже думать о фотографировании в тот момент было как-то не по себе.
Ехали недолго, минут 10, от силы 15. Добрались:



Высадились из джипов и гуськом пошли за нашим экскурсоводом. Он просил не фотографировать сразу, не разбредаться, а сделать фото на обратном пути. Ну уж нет! Я никому не мешаю, когда фотографирую, делаю это практически незаметно, при этом внимательно слушаю экскурсовода и вступаю с ним в беседу. Более того, как же я сама себе была благодарна, что все основные снимки я сделала именно на пути туда! Почему – узнаете чуть позже.
А мы попадаем в сказочный буковый лес:



Видите дерево? Именно оно снималось в фильме про Кащея (если не ошибаюсь, еще в старом, 40-х годов), а также в “Детях капитана Гранта”.
Внутрь можно залезть. Хотела я это сделать, но… не получилось. Не по моей вине, кстати:



А мы с Вами продолжаем наш путь:



Иду я в гору и с удивлением замечаю, что у меня дыхание не сбивается! Вот что значит тренировка! Смотрим еще на одно похожее дерево, в котором, кстати, водятся тарантулы и сколопендры (если экскурсовод не пошутил, конечно):


Уже подходим к водопаду Джур-Джур, самого полноводного водопада Крыма. Возле него мы тогда не остановились, расскажу о нем на обратном пути:




Идем дальше, в гору:




Остановка “Ванна молодости”:


Легенда про эту ванну (т.е. когда о возврате молодости говорят) одна и та же, часто ее слышу. Будто бы старик умылся, пришел домой – старуха не пускает, т.к. видит перед собой молодого юношу. В конце концов, она понимает, что это и есть ее супруг. Выпытала она у него, где находится эта чудодейственная вода, пошла туда. Долго ее не было, старик-юноша даже забеспокоился. Приходит к водам, а там – трехмесячная девочка лежит. Вот что значит: всё хорошо в меру.
Следуем дальше:



Остановка “Ванна очищения (искупления) грехов” (температура воды +6):





Весной она похожа на медузу, т.к. воды скатывается намного больше. Свое название эта ванна получила от предания, согласно которому здесь неподалеку был монастырь. Монахи якобы ходили сюда и отмывались от грехов. Монастыря давно нет, а вот их грехи в этом источнике остались. Конечно, это не имеет ничего общего с христианством, хотя, может, монастырь и раньше здесь был, а в этом источнике совершали святое крещение, вот и название оттуда пошло, кто уж сейчас разберет?
Снова в гору? Благо надела свои любимые и удобные кроссовки, благодаря которым я просто летала по булыжникам и камням водопада:








Делаем завершающую остановку, у ванны “Любви и Красоты”:






А вот здесь я вдоволь налазилась:











Ноги решила помочить в студеной воде. Холодно, но терпимо, мышцы не сводило:


Нам дали свободное время. Налазившись вдоволь и нафотографировавшись, я обулась и пошла обратно. Впереди – красота, солнце, свежий воздух и лазание по камням:




















Но что-то меня заставило взволноваться. Какое-то небо странное стало:



А я уже добралась до водопада Джур-Джур (с армянского “вода-вода”, с крымско-татарского “буль-буль)” Спускаюсь:




Вот он, красавец:





Его высота – 15 м, а с виду и не скажешь:












К этому моменту стали падать редкие капельки, но я решила не обращать на них внимания:




И тут… Начался сильный ливень. Люди в панике прятались под деревьями или просто нигде, а я встала под небольшой крышей домика, который на фото справа:



Ноги эта крыша не защищала, зато первая половина тела была закрыта. Я надела дождевик и плотно прижалась к стене. Повезло мне:



Увы, мои красивые кроссовки и ноги в скором времени превратились в нечто. Дождь вроде как немного прекратился, но начался с новой силой. Дорога стала вот такой, селевой:



Время уже поджимало. Мимо прошла вся моя группа, а я всё не решалась, т.к. понимала, что вымокну до нитки. Но делать было нечего. Поправила капюшон на голове, накрыла рюкзак полотенцем и побежала к джипам. Через 5-10 минут мы в них сели… Что это была за поездка – это отдельная история. Слава Богу, я не села, стояла, но Боже мой, как же было мокро и холодно! Стекол не было, джип переворачивало с одной стороны на другую, вода, словно из ведра, просто лилась на всех нас. Мое полотенце вымокло насквозь, в рукава проникли длинные капли. Мы ехали и молились, чтобы не подхватить пневмонию. Смотрела на своих друзей по несчастью и переживала, что они в шортах и майках, иные – вообще в купальниках, т.к. окунались в ванны. Но последним, кстати, было лучше всего: они просто сняли мокрое и надели сухое, а вот всем остальным пришлось несладко. Когда выбежали из джипов, залезли в нашу маршрутку и стали переодеваться.  Я переоблачилась в сухие джинсы, сняла насквозь мокрые носки и кроссовки и надела теплые, которые припасла для пещер. Игорь сказал, что по пути будут магазинчики, где можно будет купить футболки и пляжную обувь, а возле пещер продают носки. Больше всего меня заботили ноги, ведь кроссовки промокли, что же надеть?!
По дороге и впрямь удалось купить новую футболку, одну пару носков и пляжную обувь (другой не было). Вот в таком виде были мои ноги (правда, на них я нацепила аж три пары носков – третью пару купила возле Мраморной пещеры):



Затем отправились на долгожданный обед, где окончательно согрелись:




Пора в путь:



Во время этой экскурсии мы ходили довольно мало, больше на маршрутках передвигались. Даже расстояние от Мраморной пещеры до Эмине-Баир-Хосар (1,5 км) преодолели на колесах. В первую пещеру, в которую мы отправились, была Мраморная. Вышли:




Сколько я ни старалась сфотографировать вход в Мраморную пещеру, получалось размыто. Мистика какая-то. На фото слева – наш экскурсовод по этой пещере:



Пришло время рассказать о спелеологии – науке о пещерах. Когда мы еще ехали на водопад Джур-Джур, Игорь прочитал интересную лекцию, в которой дал основные определения этой дисциплины. Я просто сидела и записывала. Кое-что из приведенной информации ниже подсмотрела в интернете для связного рассказа, т.к. очень трудно было писать в сильно трясущейся маршрутке.
Основоположником спелеологии как науки является французский ученый Эдуард Альфред Мартель (1859-1938). Впервые в пещере побывал в возрасте 7 лет. По профессии был юристом, но в 1899 г. окончательно и бесповоротно прощается с этим делом и полностью посвящает себя изучению пещер. Его спуск в 105-м колодец в Йоркшире стал настоящим прорывом. Причем раньше снаряжение было примитивным, освещение – сами понимаете. Т.е. Мартелю приходилось спускаться по обычной веревке в непроглядную тьму. Снаружи за веревкой следили, конечно, но надо понимать, насколько это было рискованно, ведь человека можно было потом просто не найти. Сейчас, при современном оборудовании, возможно спуститься на глубину 2000 м!
Со временем ученый открывает всё новые и новые пещеры. Есть пещера Мартеля на Кавказе и в Крыму, есть гроты, названные его именем. Кстати, на Кавказе ученый мог бы погибнуть, если бы его не вытащил местный житель.
Основоположником, настоящим отцом советской спелеологии является Виктор Николаевич Дублянский (1930-2012). Он исследовал более тысячи пещер. Один зал пещеры Эмине-Баир-Хосар назван его именем.
Как я уже упоминала раньше, все пещеры Крыма карстовые, т.е. такие, в которые снаружи, с поверхности гор, проникает вода и вступает в реакцию с растворимыми породами (известняк, мрамор, доломит, гипс, мел). В карстовых пещерах “всегда капает”. Весной – больше, летом – меньше. Благодаря постоянной капающей воде в пещерах высокая влажность – от 98 до 100%.
Сталактиты – образования в пещерах в виде свисающихся с потолка “сосулек” – всё, что сделала вода за миллионы лет. То, что образовывается внизу, - сталагмиты. Бывают по-настоящему гигантские сталагмиты. Когда сталактит и сталагмит встречается, то это у спелеологов называется поцелуйчик, а по-научному - сталагмат. Чтобы он образовался, нужны тысячи, миллионы лет. Для сравнения: всего несколько сантиметров “встречаются” лишь через 30-40 лет.
Термины “сталактиты” и “сталагмиты” греческого происхождения. М.В. Ломоносов предлагал вполне себе русские названия, совершенно четко определяющие природу этих образований: “капь верхняя” и “капь нижняя”. Однако в нашей науке прижились греческие слова. Наверное, из-за загадочности звучания, придающие особый мистический колорит.
В мире существует около 30 определений термина пещера. В Советской энциклопедии она значится как подземная полость верхней части земной коры, которая имеет около 8 выходов. Но это определение на настоящее время является устаревшим, т.к. полостей на самом деле в пещерах намного больше.
Грот. Здесь всё дело в размере входа в пещеру. Если высота и ширина превышают размер полости, то это – грот.
Колодец – вертикальный участок в пещере естественного происхождения. Их количество зависит от размеров пещеры. Позже я Вам покажу один из них, он просто потрясающий.
Шахта – это вертикальный участок глубже 20 м.
Понор (ударение на второй слог) – участок, который втягивает в себя воду.
Горизонтальных пещер больше вертикальных. Ледниковых пещер в Крыму нет ввиду отсутствия самих ледников.
Дожди – настоящее благословение для Крыма (так и хочется сказать – и проклятье для Москвы и Подмосковья), ведь полуостров славится своим сухим, пустынным климатом, поэтому случаются перебои с водой. Дождевая вода проникает внутрь горы, затем ее уровень в пещерах поднимается, а затем происходит водозабор как основной питьевой. Так, Симферополь, Ялта, Севастополь и мн.др. крымские города снабжаются подземными водами. Или, как Вы заметили на фото вверху, водопад Джур-Джур – тоже водный “снабженец”.
Что ж, вернемся к нижнему плату горы Чатыр-даг, к Мраморной пещере. Почему же она так названа? Конечно, никакого мрамора там нет и в помине. Всё дело в том, что она на 90% состоит из мраморовидного известняка. Открыта она была в 1987 г. симферопольскими спелеологами-энтузиастами. К ним мы вернемся немного позже.
В предбаннике, или 10-метровом искусственном входе, нам дали на прокат теплые куртки. Я выбрала одну из самых теплых, а до этого надела на себя теплую кофту, дождевик и натянула капюшон. Дело в том, что постоянная температура воздуха в Мраморной пещере летом около +9 градусов. Вытерпеть разницу от +26-27 до +9 экстремально, учитывая, что до этого мы уже и так были мокрые. Ноги у меня всё же замерзли, т.к. экскурсия продолжалась около часа, а ходили мы по влажной поверхности. Вот такая я была Маруська, зато тепло было:



Маршрут пещеры:



Тетенька-экскурсовод говорила очень быстро. Жаль, записывать было темно, холодно и неудобно. Пройдя искусственный вход, попадаем в Галерею сказок или зал “Сказка”, названный так потому, что там собраны “фигурки”, похожие на сказочных персонажей. Всё, что Вы увидите на фото, - исключительно поразительное творение природы, а именно воды. Всё это формировалось миллионы лет, рука человека ничего не касалась. В пещерах ничего трогать руками нельзя, т.к. можно ненароком уничтожить эту красоту, а она невосстановима. Если в галереях и музеях можно отреставрировать износившееся от времени произведение искусства, то в пещерах ввиду особенного строения “экспонатов” это не представляется возможным. На ощупь это просто мокрые камни. Каюсь: до предупреждения экскурсовода я не выдержала и дотронулась до одного из них... 
Посмотрите на фото Галереи сказок, кого увидели? Правда, так и хочется сказать, что кто-то всё-таки это слепил?












А здесь видны корни деревьев:



Идем в ответвление “Тигровый ход”. Оно так названо из-за того, что там нашли останки какого-то древнего животного. Поначалу все подумали, что это саблезубый тигр, назвали в его честь целый пещерный зал, а потом данные изменились. Долго спорили, кто же это. В конце концов, пришли к выводу, что это вообще лев…








Эту фигурку по-разному называют, но мне больше всего понравилась “шахматная версия” – король и королева:



Потолок:





Фантазируем дальше?








Зал Перестройки или Обвальный зал. Прошу прощения, я фотографировала на свой обычный смартфон, поэтому многое просто не вошло в объектив, а это очень жаль – такая была красота!



На фото очень хорошо видны камни, массой около 10 т. Это тоже всё сделала вода! Постепенно, год за годом, вода точила камни, образовывались трещины, а затем произошел обвал. Или - было землетрясение. Отсюда очень хорошо были слышны поющие голоса. Дело в том, что в конце этого зала (нас туда не пустили, на фото увидите небольшое отверстие на заднем плане) есть очень хорошая акустическая область. Там проходят концерты Симферопольской филармонии. Представляете, какое чудо слушать такой концерт под землей, среди всего этого великолепия! Осмотримся вокруг:







Пещерное озеро. Оно совсем маленькое, но по пещерным меркам такая лужица - уже озеро, ведь для того, чтобы оно натекло, нужны миллионы лет! Люди кидали туда монеты, и они просто исчезали в бездне!



Проход по такому переходу, который когда-то был наполнен водой:






Проходим в зал Надежд, Балконный зал, Люстровый зал:













Подземное озеро:




Пещерный оргАн:



А это фото – к сожалению, нечеткое, но можно разглядеть милое и симпатичное привидение:



Пора возвращаться:






Сгущенку хотите?



А этот “перст” причудливым образом указывает на автомобильную парковку, которая располагается аккурат наверху в этом самом месте:



А это – ранее единственный вход в пещеру:



На этом наша экскурсия была окончена. Нас встретил Игорь и спросил, понравилось ли нам, было ли красиво. Конечно, мы ответили положительно. Но Игорь хитро прищурился и произнес:
- Нет, настоящей красоты вы еще не видели. Сейчас увидите.
И знаете, он оказался абсолютно прав! Мраморная, на мой взгляд, никакого сравнения не имеет с Эмине-Баир-Хосар, куда мы отправились на своей маршрутке:



По дороге можно увидеть:





Музей был закрыт, но фото через стекло сделать было можно:



Вид с горы Чатыр-даг:





А это знаете, что такое? Бесплатный вход в пещеру! Да-да, раньше он был единственным возможным входом. Стоишь вот так и слышишь голоса… об этом входе я позже расскажу, а пока спускаемся поближе:






Обнаружила музей минералов:




Фотографировать там можно было беспрепятственно, тут уж я развернулась:


























И почему я не стала минералогом или спелеологом?! Такие причудливые формы камней, а краски, цвет, фигуры! До бесконечности можно рассматривать! Кстати, кальцит, который тоже есть на фото выше, - основной минерал пещеры Эмине-Баир-Хосар.
А мы еще немного подождем нашей очереди:



Ура! Можно заходить! Снова облачаемся в теплые куртки. Одевайтесь теплее: в этой пещере летом +5-6 градусов!





На этот раз нашим экскурсоводом был Петр – молодой и очень интеллектуальный человек (он попал ко мне в объектив, фото вверху, спиной к нам стоит). Я была в восторге от его манеры рассказывать. Просто завораживающе! Причем, отметила такую деталь: в Мраморной пещере было теплее, и я там замерзла, а в Эмине-Баир-Хосар ни капельки! Там как-то уютней, по-домашнему даже. Нет ощущения страха, всё гармонично, полный порядок, да и красота такая, что глаз не отвести!
В этой пещере мы тоже пробыли час, но увидели и узнали намного больше, т.к. прошли все ее залы, открытые для посещения. Через искусственный ход попадаем в Северную галерею:





Идем в Главный зал, где обнаруживаем останки мамонтенка, которому было около 40 лет:




Как же он туда попал? Очень просто! Через тот самый “бесплатный ход”, колодец:



Эмине-Баир-Хосар с крымско-татарского переводится как “колодец, находящийся на склоне горы под дубом”. Уже с незапамятных времен местные пастухи знали, что здесь находится дыра, в которую падают животные. Это потом обнаружили саму пещеру, в 1908 г., а до этого данный колодец был настоящей природной ловушкой глубиной 14 м. Животное туда попадало, а выбраться обратно уже никак не могло. В результате ему больше ничего не оставалось, как умереть от голода. Ученые нашли кости огромного количества древних и современных животных, скелеты которых были собраны на 90%, ведь при таких пещерных условиях они прекрасно сохранились. Выносить их на поверхность ни в коем случае нельзя, иначе они будут уничтожены.
На первом плане кости ископаемой лошади, а позади (подсветки не было, на фото не видно) – северного оленя:



Идем дальше. Коридорчик ничего не напоминает?




Конечно, Мордор из “Властелина колец”! Попадаем в Озерный зал:



Глубина озера – 6 м, вода прозрачная. Его периодически моют, очищают от световых водорослей (там есть подсветка). Весной уровень воды поднимается, это видно по стенам, но на фото – не очень:



Продвигаемся в зал Идолов:












Впечатляющие кальцитовые образования, не так ли?
Идем в зал “Сокровищница”:











Такая “прихожая”. Похоже на домик Деда Мороза:



Большие сталагмиты:



Огромные сталактиты, похожие на гигантскую люстру:



Хоть ничего упасть не может, но напоминает это великолепие Дамоклов меч, так уж лучше держаться от него подальше.




Идем дальше и попадаем в зал Кечкемет (как венгерский город), открытый для посещения в 2005 г. На переднем плане слева виден “вулканчик” с дырочкой – водное образование тысяч, а то и миллионов лет:



Вулканчик с другого ракурса. Кажется поначалу маленьким, но он довольно внушительных размеров:





Осмотримся вокруг:







А это похоже на лапу и хобот провалившегося мамонта – сталактит возрастом около 10 млн лет:



Покидая зал Кечкемет, можно увидеть фигурку:



Кто что говорит: это и Кощей, и спелеолог с рюкзаком. Мне он больше всё же Кощея напоминает. Идем дальше:







Попадаем в зал Дублянского. Правда, на Древнюю Грецию похоже? Очень давно здесь было двухуровневое озеро, но оно уже давно провалилось:







Выходим и видим черную стенку, похожую на гигантский оргАн. Помните такой же в Мраморной пещере?




Поверхность черного цвета потому, что когда-то спелеологи жгли здесь костер. Надо же было как-то свет и тепло добывать!
Что ж, пора покидать пещеру…





Выход найти было очень легко. Встречались стены, как в сказочных башнях – всего не ухватил мой смартфон. В общем, надо там побывать, чтобы всё увидеть своими глазами.
Выходим на свет Божий:




Ну как, согласны со мной, что Эмине-Баир-Хосар красивее и содержательнее? Я бы там провела весь день, и то не хватит времени, чтобы всем вдоволь налюбоваться.
Домой ехали молча – уставшие, но довольные. Мне было грустно, ведь неумолимо приближался день отъезда. Я смотрела на крымские сумерки, слушала спокойные песни, которые включил водитель, тихонько подпевала и думала, думала…

Следующая серия – печальная. Но она не завершающая! Спасибо за внимание!

Часть IX "НЕ прощание с Крымом, или возвращение в БЕЗсолнечную Долину"

28 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Прекрасное приключение! Я так поняла, муж с Серёжей дома остались? Вы одна ездили? А чем мужчины занимались?
    Пещеры, конечно, завораживают. Но я боюсь находиться под землёй. Давит как-то, страшно, даже если красиво.
    А вот виртуально попутешествовать - спасибо за прекрасный репортаж.
    Мне кажется, что Вы всё-таки простудились. Во-первых, разница в температурах, во-вторых, мокрая одежда... Пусть мои предположения останутся только предположениями. Но я искренне волновалась, представляла, как мужественно бродите Вы среди холодных пещер, в мокрой неудобной обуви...
    Мне очень нравится, как подробно и внимательно Вы всё осмотрели и нам показали. Спасибо огромное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Да, конечно, я ездила одна. Дорога и сама экскурсия тяжелая, но сегодня уже предупредила сына, что будем с ним ходить в горы)))
      Пещеры - особый мир, полный легенд и тайн. Действительно, иногда бывает страшно. Так мне было в Новоафонской пещере. И в Мраморной, и Эмине-Баир-Хосар не покидало ощущение присутствия еще кого-то, кроме нас. Но это, конечно, чисто психологический момент, наша фантазия разыгрывается до предела. Ведь там звукоизоляция, особая температура и атмосфера, а еще вода постоянно капает, звук соответствующий. Петр-экскурсовод сказал, что человек при полном отсутствии звуков начинает терять рассудок уже на вторые сутки, поэтому, если и открывать новую пещеру, лучше делать это с кем-то: и безопасно, и точно с ума не сойдешь.
      Слава Богу, я не простудилась, но как же я этого боялась! Снова святитель Лука не оставил, знает мои слабости. Купание в море при +20 дало свой результат, организм закалился. Поэтому здорово, что я уже на последней неделе нашего пребывания в Крыму отправилась в пещеры. Я ведь эту экскурсию и затеяла из-за пещер. Если получится когда еще в Крым попасть, хочу еще посмотреть Красную пещеру.
      Рада, что Вам понравилось!

      Удалить
    2. Слава Богу, Вы остались здоровы.
      Прекрасная закалка и активный отдых - это очень важно. Будет, о чём рассказать ученикам на уроках.
      Интересно, а Вы будете об этом рассказывать? Включите "что-то своё" в школьную программу?

      Удалить
    3. Ой, Ирина Валерьевна, у нас с учениками каждый день разговоры по душам происходят. По капельке им рассказываю о себе, о событиях, которые случались со мной. А захотят побольше узнать - предложу блог почитать. Всего не расскажешь, надо в это вникнуть, это прожить.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна!С интересом понаблюдала за вашим экстремальным путешествием. Была везде: и на водопадах (с этим же экскурсоводом), и в пещерах. Но для одного дня это большая нагрузка!Ведь это прилично надо было пройти после того как вас выгрузили с джипов. Помню-помню эти сказочные деревья. В одно из них я даже забралась!) Вот и фотографируй потом. Нет уж, надо все делать сразу! После такой водяной бани я вообще не смогла бы ничего воспринимать(((
    Водопады впечатлили меня больше. Возможно потому, что до этого уже была в других пещерах на Ай-Петри.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли Анатольевна! С тем же экскурсоводом? Надо же, совпадение!
      Вот, к сожалению, не было времени для пещер на Ай-Петри, это не было запланировано в нашем маршруте, жалко, конечно. А у меня обратная ситуация получилась: сначала я видела похожие водопадные пейзажи на Большом Каньоне, а в Крымские пещеры не заходила. Вот меня пещеры и очаровали!))

      Удалить
  3. Поездки на джипах не очень люблю. Однажды попали в тропический дождь в открытом джипе в Доминикане. Поднимались по серпантину при нулевой видимости по ужасной дороге на гору. Вниз спускаться было еще страшнее. Всё,завязала я с экстримом)
    Кстати, это недоработка организаторов. Надо предусматривать все варианты путешествия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валентиновна! У нас, слава Богу, в джипах крыша была, по крайней мере... Хоть какая-то защита от неумолимого дождевого потока. Экстрим я не люблю, мне его и в жизни хватает, но так получилось... Ужас какой у Вас был! Представляю себе нулевую видимость, жутко очень.
      По поводу недоработки - согласна. Если бы знала, я бы на эту экскурсию взяла дополнительную обувь, а то мои кроссовки так и пролежали в маршрутке насквозь мокрые, а высохли они только на следующий день.

      Удалить
  4. Да, экстримальное путешествие, но интересное!!!
    Здравствуйте, Светлана Николаевна! Понравилось всё - и лес, и ванны, и водопад и пещеры!) Дождь не понравился, он столько хлопот и неудобств принёс!)
    Фото великолепны, настоящие туристические, с удовольствием рассмотрела каждое.
    Есть в пещерах что-то мистическое, опасаемся, но при этом всегда стремимся в них попасть. ЗДОРОВО!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Валентиновна! Если бы Вы знали, как я не люблю дождь! Напишу о нем в следующем посте))) Пещеры - супер. В следующий раз возьму шарф и две пары теплых носков, тогда смогу по ним бродить, сколько душе угодно, ни о чем не думая.

      Удалить
  5. Я люблю пешком или на велосипеде путешествовать, но за один день столько не увидеть... Пусть и экстремально получилось, но столько эмоций и впечатлений!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Прекрасно, что в один день удалось побывать в разных местах, многое увидеть. Пешком ходить я тоже люблю, сама бы пошла, если б не так далеко было)))

      Удалить
  6. Здравствуйте, Светлана Николаевна.
    Как я боюсь коварства будильников, которые подводят в самый неподходящий момент. Пару раз были такие случаи, поэтому всегда дублирую, прошу мужа и свой будильник на телефоне заводить на то же время.
    Деревья и вправду, как в сказке, очень загадочные. Все деревья так старательно держатся за грунт, из корневой системы такие узоры причудливые получаются.
    Экскурсия в пещере, мне кажется, немного пугала бы меня, не очень я люблю тесные помещения))
    Минералы очень красивые, я в музее много видела, а вот у вас усмотрела зелёненький, как травка, такого ни разу не видела.
    Интересно, если это останки мамонтёнка, то почему у него на ногах косточки, как от пальчиков? Как-будто это были лапы с пальцами))
    А вообще, посмотрев много пещерных фото, уже привыкаешь и даже понимаешь их красоту. Некоторые места похожи на природные залы дворцов. Есть в этом своя красота.
    Спасибо за экскурсию, Светлана Николаевна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Будильник на сотовом уже не первый раз мне такую свистопляску устраивают, так что надо с этим что-то делать.
      Корни деревьев и впрямь завораживающие, по Крыму такие причудливые узоры часто встречаются.
      А пещеры не тесные, что Вы! Наоборот, там очень много пространства, есть балкончики, можно пройти в любое понравившееся Вам место, пока экскурсовода слушаете. С нами была тетенька, которая высоты боится, ей было тяжеловато в Эмине-Баир-Хосар, т.к. там ты словно в многоэтажке находишься, но она просто не смотрела вниз и не стояла рядом с высотными балконами.
      Я, кстати, тоже обратила внимание на косточки мамонта, на фаланги похожи. Сказала об этом экскурсоводу. Но он сказал, что кости очень хорошо сохранились. Наверное, такое строение у них и было)))
      А в Эмине-Баир-Хосар и правда было уютно и хорошо. Пару раз только немного жутковато. Красота завораживает. Надо бы там побольше часа пробыть, жаль, что это не предусмотрено было. Наверное, надо вернуться)))

      Удалить
  7. Светлана Николаевна, вы все успели, а сколько всего увидели. Я тихонько завидую и все больше влюбляюсь в эту природную красоту. Теперь следующим летом планирую поездки только в Крым. Спасибо, вот так из блогов коллег и узнаешь, как прекрасен мир.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Рада, что моя любовь к Крыму передалась и Вам. Таких мест там великое множество, надо только побольше на все время.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Завораживающе! Но вот пещер я побаиваюсь, даже ради такой красоты бы не спустилась. А вот побродить по горно-лесным тропам- с удовольствием. Ещё свежи в памяти впечатления от такой прогулке по горам Роза хутор. А вот легенда о Ванне молодости один в один с легендой о Голубом озере а Абхазии. Удивительно! На всякий случай молодильной водичкой умывалась! Не знаю, действует или нет, но чувствую себя оооочень молодой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Большинство боится пещер, есть в них пугающая тайна. А лезть в полный мрак впервые - это вообще ужас. Я имею в виду спелеологов.
      На Голубом озере была. Вот я и говорю, история везде одна и та же. Но в таких ваннах и источниках не купалась, похоже это все на язычество. А молодым себя любой почувствует при +6!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Огромное спасибо Вам за репортаж! Он действительно качественный, с пылу-с жару, со своими эмоциями и впечатлениями, как я люблю, а не просто подписи интернет-описаний к своим фотографиям, сделанным полгода назад, как некоторые любят))))
    По прочтении возникало разное -
    - какая Вы молодец, что отдых с семьёй дополнили потрясающими экскурсиями!! Я не знаю, смогла бы так. Ведь и жарко, и рано вставать, хотя Вам-то солнышка и не хватало!
    - пещеры потрясли. Я и не знала, что в Крыму они есть! Мне тоже вспомнилась Новоафонская пещера, но ещё больше они напомнили наши Лагонакские пещеры! Вот уж красоту создала природа!
    - возле водопада и я была, но вот проездом. Теперь хочется сюда вернуться!
    - и я всегда делаю фото сразу! Я ж фотографирую не для фотоальбома, а свои впечатления, чего уж ждать обратного пути, ведь мало ли что (как у Вас!!!) может произойти на обратном пути!
    Браво! В восторге от рассказа!!!

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте, Лилия Павловна! И Вам спасибо! Когда мне говорят, что рассказ понравился, для меня это лучшая похвала. Очень стараюсь сделать так, чтобы читать было интересно, стараюсь передать как можно больше своих чувств и эмоций. В данном случае - передать свою безумную любовь к Крыму. Думаю, это мне немного удалось))) И да, я тоже не люблю только фото и приписка: "Я у картины". Что за картина? Где она? Непонятно.
    Лежать на пляже 2,5 недели я бы не смогла, сошла бы с ума. Куда могли с семьей, ездили вместе. Всё жду, когда сын подрастет, будем по горам ходить. Моя мечта - горная экспедиция на неделю, но только чтобы было жарко! Мой муж знает, какой я фанат экскурсий, поэтому и дал мне возможность съездить и на всё посмотреть, за что я ему очень благодарна. Впереди цель - Севастополь. А еще - много чего. Бог даст, обязательно вернусь в Крым!
    Да, пещеры - это потрясающе. Ради них и поехала на эту экскурсию. Ходила по ним и просто оторваться не могла. Там особая атмосфера, что-то такое, чего не можешь ни кому-то, ни себе самому объяснить. Внутри нее столько тайн, а она сама - живое свидетельство прошлого, которое по сути ушло навсегда, его восстановить можно только по каплям.
    А вот водопады мне меньше нравятся, больше - пещеры. На водопады можно просто смотреть и фотографироваться, расслабляться, а пещеры заставляют о многом подумать, поразмышлять, я до сих пор под впечатлением.
    Вот-вот - это я про фото сразу. Я же никому никогда не мешаю, экскурсовода слушаю очень внимательно, впитываю всё, что могу, стараюсь запечатлеть и прожить каждую секунду. И вот, пожалуйста, доказательство того, что мы с Вами правы! Я уже много раз так ошибалась: ах, потом, потом. В итоге - ничего или очень мало. Нет уж. Такой ошибки повторять не хочу.
    Еще раз спасибо Вам за добрый отзыв. Мне очень приятно.

    ОтветитьУдалить
  11. Светлана Николаевна, здравствуйте! Как импонирует активная позиция жаждущего знаний человека. В нашем крае тоже в достатке карстовых образований, в которых удалось побывать, а будучи школьницей, как и вы, попала в Новоафонскую пещеру.Увлекло на долгие годы.Да, в пещерах есть притягательная сила.Благодаря вашему радостному повествованию, я через блог побывала в пещерах Крыма. Не доводилось...Натёчные образования будоражат фантазию.Хорошо, что творения природы влажные наощупь.Это говорит о том, что пещера живая. На плато Азиштау нашего края, рядом с одноимённой пещерой расположились коттеджи, арендуемые людьми (в том числе) с проблемами бронхо-лёгочного характера. Их лечение-визит трижды в день в пещеру. Ведь в ней-стерильный воздух.Да и сама я на себе испытала, когда отправилась с классом на экскурсию.Следов от неприятных симптомов простуды не осталось.Спасибо Вам.Конечно, в интернете в достатке информации, но рассказ увлечённого человека куда интереснее.Водопады очень живописны. Досадно, что попали в дождь.Но у вас всё практически оказалось под рукой.Предупреждали взять запасной комплект одежды и обуви? Ходить в мокром даже летом неприятно.Было здорово увидеть знаменитые киношные природные объекты.Крым-любимейшая площадка кинематографистов, особенно советского времени.
    Спасибо за прогулку-проезд-"пролаз".
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Елена Анатольевна! Карстовые пещеры считаются самыми красивыми ввиду огромного количества "экспонатов", сотворенных самой природой. А сколько еще такого произведения искусства скрыто от нас во мраке гор, которые прячут свои сокровенные пещеры!
      По поводу лечения бронхо-легочных заболеваний - не слышала, что пещеры их лечат. Странно, там же 100% влажность! Я много раз болела этими заболеваниями, по этой причине мне категорически противопоказан влажный климат. Очень боялась заболеть, ведь обувь была пляжная, но слава Богу, обошлось.
      По поводу запасной одежды - не предупреждали. Это я сама припасла для пещер, т.к. знала, что замерзну, вспомнила свой новоафонский опыт. А вот если бы предупредили, я бы, возможно, надела другую обувь, а кроссовки взяла бы с собой, они были бы сухие, и не пришлось бы мне стоять на половине стопы, потому что ноги мерзли в пляжной обуви. Но я это вспоминаю без возмущения. Я была в пещерах, видела эту красоту, остальное уже сейчас неважно! Как жаль, что Крым от меня далеко, я бы тогда почаще выезжала буквально на три-четыре дня весной или осенью...
      Спасибо Вам за внимание к моим запискам! Спасибо, что комментируете. Интересно: просмотры про Крым зашкаливают за 100, а комментарии мало кто пишет))) Но уже то хорошо, что читают. Значит, моя любовь к Крыму кому-то, может быть,и передастся.

      Удалить
  12. Светлана Николаевна, спасибо - очень познавательно и интересно!)

    ОтветитьУдалить
  13. Потрясающе! Молодцы, Светлана Николаевна! Эх, я бы тоже походила, полазила... Но пока не получается.(( В июле в лес ходили с мужем, ни одного гриба не увидели(несъедобных тоже).Жара, засуха... ((Вот дожди сейчас только начались.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Главное - верить и надеяться. Я заболела горами, хочу в горы! Жду, когда осуществится мое желание пройтись недельной экспедицией. А дожди могу Вам передать - берите, сколько хотите.

      Удалить
  14. Конечно, фотографии не могут передать ощущения, испытанные тобой. И всё-таки, глядя на фотографии, пугаешься )) Спелеология - опасная наука. Люди, занимающиеся изучением пещер, - настоящие герои. Для экскурсантов сделана прекрасная площадка. Вы попали в удивительный, какой-то доисторический мир.
    Я тоже вспомнила пещеры Нового Афона. Последний раз мы в них были два года назад. Страшно снова было. Да и Лиза со страхом, но всё же с удивлением и восхищением рассматривала всё, о чём нам рассказывали.
    Удивительная экскурсия получилась, Света!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, спелеология - действительно опасная и очень рискованная наука, но, как нам еще говорили, это наука для энтузиастов. Именно на голом энтузиазме и были открыты Мраморная пещера и Эмине-Баир-Хосар. Ощущения не передать словами, это и правда непередаваемо, надо просто увидеть самому и пропустить через себя. Видеть то, чему более миллиона лет... Даже не знаю, просто невозможно!

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^