16 января 2022 г.

О чём вещает поколение Z


Можно было мимо пройти, конечно, но мне как-то за державу, что ли, обидно стало. 

Прочитала на днях одну статью про то, как, если я не ошибаюсь, нынешнее поколение под кодовым названием Z пришло в школы и стало вести самые прогрессивные уроки и ладить с детьми так, что никаким зашоренным тёткам, которые уже 40 лет в школе работают, и не снилось.

Разложу по пунктам то, о чём говорилось.
1) Классный бэкграунд.
По-русски – “биография”. Мол, учителя поколения Z вовсе и не на учителя учились, а были рекламщиками, токарями, переводчиками. Потом отчего-то они заинтересовались педагогикой, получили соответствующее образование и стали работать с детьми.
То есть выходит, что учиться изначально на учителя – это прошлый век. Надо получить “нормальное” образование, а уж потом, если захочется, идти в школу.
Я хоть и не поколение Z, даже, честно, и не знаю, какое я поколение, но с бэкграундом у меня в этом смысле всё отлично. Хоть и получила диплом учителя, но работать по специальности стала только через 7 лет после окончания университета. Попробовала себя в бизнесе, мне это дало отличный опыт и языковую практику, но чтобы сказать про себя, что я могу работать учителем, прошло несколько лет, т.к. я отлично понимала, что учитель – это очень сложная профессия, что надо многое уметь, надо именно быть педагогом и знать тонкости своей сферы.
Но мне очень часто задавали один и тот же вопрос:
- А что Вы в школе делаете?
Или так, шёпотом, чтобы никто не слышал, про меня спрашивали:
- А вы не знаете, почему Светлана Николаевна в школе до сих пор работает?
Может, кто-нибудь знает, почему работать учителем сегодня является чем-то очень странным и непонятным? Почему, если сегодня в тренде метапредметность, учителя обычной школы воспринимаются как ретрограды и обязательно те, кто вообще не развивается? Почему ценность педагогического образования считается формальностью и вообще никакой не ценностью?
2) Эмпатия.
Учитель рассказывает о своих чувствах и тем самым воспитывает у детей эмпатию.
Здесь я только за. Предпочитаю оговаривать, что я тоже устаю, хочу есть и мне тоже не всегда хочется идти на работу, что у меня много дел и я очень занята. Ещё, конечно, рассказываю о чувствах других людей и пытаюсь вызвать сочувствие или хотя бы какое-то понимание ситуации.
Я за то, чтобы меня воспринимали, прежде всего, не как учителя, а как человека, у которого есть свои желания, потребности и мысли. Пока это мне удаётся. Как будет дальше, не знаю.
Эмоциональный интеллект (EI) нынче у некоторых исследователей занимает гораздо более важное место, чем обычный, связанный с умственной деятельностью. Я сторонник именно такого подхода. Это не про то, что нужно обязательно кричать при всех, если уж очень хочется, это о том, что нужно уметь понимать себя, свой внутренний мир, а также считывать эмоции и настроение других людей. Лично мне это очень помогает в работе, особенно когда работаешь с подростками и когда предельно необходимо взвешивать каждое слово, прежде чем его сказать, чтобы ничем не обидеть и не задеть.
Такой подход считается прогрессивным. Я удивлена. Думала, что так и должно быть.
3) Работа с родителями. Предусматривается забота, открытость.
Там приводились примеры, как решались вопросы с родителями, которые к каким-то делам или людям по разным причинам относились негативно. Могу здесь сказать только одно: если тебе повезло в этом обстоятельстве, не факт, что повезёт в следующем. В этих случаях работа должна быть настолько тонкая и максимально тактичная, что и рассказать нельзя, можно только это на своей коже прочувствовать, особенно когда ты проявляешь заботу и открытость, а тебе в ответ обвинения во многих вещах, которые даже в голову тебе не приходили, но вот человек именно так тебя воспринял. Я называю это “нашла коса на камень”, обстоятельство непреодолимой силы, потому что договориться невозможно с тем, кто в чем-то намертво убеждён. Ему видится вот так, и ты ничего с этим не сделаешь. Хотела бы я обсудить вот такой кейс с поколением Z. Интересно, как бы они повели себя.
4) Интернет и навороченные устройства – друзья учителя.
А что, сейчас есть кто-то, кто не знает о существовании интернета? И я бы не прочь воспользоваться гаджетами на уроке, но не все родители это одобрят, а в качестве домашнего задания часто задаю упражнения на платформах или сайтах, сама скачиваю много информации и даю детям на уроках. Поколение Z до сих пор считает, что те, кто их старше, осваиваются в цифровом пространстве, а вот они родились с телефоном в руках и потому знают всё лучше (лично я этого не заметила: многие современные так называемые “цифровые” дети не разбираются в обычном Word).
Спешу разочаровать. В онлайне я уже 13 лет, начала там работать ещё задолго до WhatApp, Viber, Telegram, Discord и прочих приложений. Хоть и был тогда в моём распоряжении только Skype, но и им нужно было уметь пользоваться да и вообще знать о его существовании. Теперь существует прогрессивный Discord, который в сто раз лучше Skype и Zoom, но ведь и не было-то его тогда, в 2008 г., когда я начала работать в Москве.
И мне известны многие учителя, которые отлично разбираются в разных приложениях и программах, платформах, активно ими пользуются и применяют в работе. Но ведь нет же. Учителя, работающие в школе, представляются эдакими старухами с пуховыми шалями, которые сидят на стуле 50 лет и только указания раздают.
5) Авторитет учителя.
Вот тут опять представления о современном учителе, который старше 30 лет, такое: стоит он с указкой и попеременно то в одного ученика тычет, то в другого, параллельно унижая всех присутствующих детей и ругая их на чём свет стоит. Ребёнок и слова сказать боится, под партой прячется, а слово учителя – закон.
Вот смешно, честное слово! О том, каким должен быть учитель, об этих ФГОСах и т.п. “прогрессивных” идеях я имела честь слышать ещё в университете, в самом начале 2000-х. Именно тогда нам твердили одно и то же на лекциях по педагогике: учитель не должен затмевать ученика, его не должно быть слишком много на уроке. И я же с этим полностью согласна! Но знали бы вы, как ученики сопротивляются этой предоставленной мной свободе, как пытаются уйти от этой великой ответственности!
Ещё речь шла об отношении к ошибкам. Дескать, современные учителя жгут взглядом ученика, стоит ему хоть немного ошибиться, а уж сами учителя считают, что знают всё. Вспоминалась давнишняя статья о финской школе, где ошибки подчеркивают зелёной ручкой. Мол, в русской школе учителя – изверги, психологически давят на учеников своей красной ручкой.
Конечно, к ошибкам нужно уметь относиться правильно. В моём предмете успех напрямую зависит от этого. Чем больше ученик боится, тем дольше он не будет говорить на английском. Именно поэтому я стараюсь создать максимально комфортную обстановку в классе, иногда перекинусь несколькими словами, приведу примеры из своей жизни, в том числе о том, как я сама когда-то ошибалась. Если я напишу на доске, а ученик поправит и это будет справедливо, я его поблагодарю за это и похвалю за внимательность, т.к. роботом не являюсь, быть сконцентрированной на максимум в течение нескольких часов без перерыва не способна.
И я за американский подход в отношениях “учитель-ученик”, т.е. более свободное и непосредственное, но не переходящее за рамки дозволенного.
Именно поэтому считаю нормальным, когда на переменах дети подходят ко мне и мы беседуем о фильмах, которые недавно вышли, о мультиках. Они спрашивают меня, знаю ли я о таком-то певце, а я рассказываю о тех, кого слушала в студенческие годы и на ком учила английский. Дети делятся своими мыслями, а я их слушаю с большим интересом. Последнее происходит практически на каждом уроке, потому как мой предмет предполагает разговорить ученика, а говорить о себе, своих мыслях и чувствах, - ну что может быть интереснее?
И зря думают авторы этих статей, что учителя старше 25 лет знать не знают ни о Gravity Falls, ни о Tik Tok (хоть я терпеть его не могу), ни о приложении Cake, ни о Егоре Криде. Знаем. И тоже приносим на урок всякие-разные видео, и да, представьте, они так же, как и вы, 25-летние, понимают, что чем ближе к жизни, тем лучше.
Разумеется, за всех учителей я не в ответе. Пусть каждый ответит сам за себя. Один и тот же урок можно провести ох как по-разному и цели ставить совершенно противоположные. Но мне просто стало обидно за многих и многих своих коллег, которые в курсе современности и живут в реальном мире, а не в XIX в., которые постоянно развиваются, ищут что-то новое, отлично разбираются в гаджетах и приложениях. Методы преподавания могут быть разные, главное – их эффективность и путь к конечной цели, знанию и его практическому применению, а для этого необязательно бегать с зелёной ручкой и кучей гаджетов. Есть же и другие способы. Правда, коллеги?

20 комментариев:

  1. Здравствуй, Света!
    Мне понравились твои мысли. Наверное, они сродни моим. И мне за державу обидно БЫЛО БЫ. Но уже не сейчас.
    Дело всё в том, что вот такой "свой парень" или "свой в доску" - очень нужный образ подросткам на некоторое время. А что потом? Ведь и молодые учителя взрослеют, и, когда на смену им придёт новое поколение, как будут вести себя те, кто сегодня меня воспринимает как раритет?
    Да, меня всегда оскорбляет то, что сегодня можно окончить курсы и стать учителем. Мы же 5 лет учились тому, чтобы учить.
    Размышлять можно долго. И много.
    Пусть все живут во взаимном уважении друг к другу. А в школе останутся профессионалы. Или профессионалы уйдут из школы в дистант, а к ним будут обращаться родители, потому что такие милые учителя - "свои ребята" - просто не выплывут.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, добрый вечер!
      Вот да, о многом ещё сказать хотелось, но обо всём в одном посте не скажешь.
      В свою очередь, полностью согласна с тобой: подростком человек всю жизнь не будет, придется когда-то взрослеть и становиться тем самым "старым", которого когда-то поносил и осуждал. И они точно не выплывут в работе с родителями. Со стороны всё так просто кажется, как и вся работа учителем. Только игра долго продолжаться не может, надоест когда-нибудь.

      Удалить
  2. "Слева кудри токаря, справа 0 кузнеца"))
    Заглянула в статью. Или автор лукавит, или новоявленные учителя из токарей и официантов. Кто допустит к преподаванию людей без специального образования?!
    И далее цитата за цитатой. Хочется сказать по-Станиславскому "Не верю".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ))) Хотела бы я не верить, но такое увы правда. Сейчас в тренде быть мастером на все руки, только это в плохом смысле этого слова. Учиться на учителя - стыдно, а вот стоять у станка и вдруг озариться мыслью работать в школе - вот это да, очень современно! И профессию учителя за 2 месяца - да легко! Подумаешь. Чему там учиться-то? Главное - эмпатия, забота, нежность и гаджеты. Остальное приложится как-нибудь.

      Удалить
  3. Добрый вечер, Светлана.
    Вы очень хорошо разложили все сложности Вашей профессии. Я уже начала было писать о своём педагогическом опыте, но вышло очень длинно и нудно. А опыт у меня оооочень разнообразный.
    Сейчас я пришла к одному. К тому, что пытаюсь постоянно практиковать и в обычной жизни. Это постоянная связь с собой и другим. Я такая - ты такой. Открытие себя в другом. А обучение языку или музыке - это лишь инструмент для глубинного диалога. Конечно же, необходима методика. Нам всегда нужны рамки. Но внутри этих рамок импровизация в зависимости от моего мироощущения на данный момент и настроя ученика. И то же самое в общении с родителями и администрацией. Мы здесь, в этом мире для наиболее полного раскрытия себя. Поэтому "правильно" - "неправильно"..."хороший" - "плохой" отпадают. Я всегда говорю ученикам, что в "ошибках" гораздо больше подарков, чем в "правильностях". И не "ты ошибся", а "можно и так", да, "так тоже здОрово", и теперь можно "так". А вообще-то по всем правилам, нужно врое бы так. Но это же всего лишь правила. Поскольку все играют по этим правилам, придётся им следовать, если хочешь играть в эту игру.
    Постоянное присутствие. Связь с собой и другим, другими. Максимально искренний диалог.
    Я видела Ваши записи, а также знаю о Ваших сомнениях, о Вашим подходе к Вашей профессии. Я уверенна, что Вы талантливы, что Ваших учеников потом всю их жизнь поддерживают Ваша вера в них, Ваше уважение. Так важно, чтобы кто-то признал тебя таким, какой ты есть. Дал тебе это право.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лола! Пишите, обязательно пишите, мне очень интересны Ваши мысли и восприятие.
      Насчёт связи - да, согласна. Мне важна внутренняя работа над собой. Без неё не мыслю своё существование. И очень важно, как Вы правильно пишете, принять другого, допустить, что есть кто-то, не похожий на тебя.
      Импровизация - о да. Каждый урок. И я как на сцене. "Гул затих, я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, я ловлю глухие отголоски, что случится на моем веку".
      По поводу моего восприятия - да, оно своеобразное. И сомнения есть до сих пор, Вы угадали. Надеюсь, мои таланты воплотятся в жизнь. Кое-какие пока просто стоят в сторонке, а так хотелось бы их реализовать!

      Удалить
    2. https://www.youtube.com/watch?v=A9edYIiTFhw
      Мне очень помогает гештальт. Мой гид - бывший педагог, музыкант и поэт, кроме того, что она профессиональный психолог. Мне нужен тот, кто проведёт меня через мои защитные механизмы в конфликтную зону.
      В какой-то момент моей рпактики я поняла, что у меня проблема с границами. Эта проблема проявилась очень явно при моём общении с учениками. С теми, которые пытаются постоянно "продавить" мои границы. Если это ребёнок, то такие отношения устанавливаются в семье. Тогда приходится определять свои границы. И я поняла, что они не могут быть застывшими. Они пульсируют, они подвижны.
      К тому же работа с конфликтами в преподавательской сфере показала мне, как я строю ствои отношения в личной жизни. Я поняла, что моё неумение чувствовать границы, утстанавливать их, заканчивается взрывом - разрываом отношений. Я поняла, что не умею строить отношения. Не умею идти в глубину. И если с самого начала отдавать себе правдиво отчёт в своих состояниях, тогда не будет этих взрывов. МНе было очень страшно в начале определять границы. Так я боялась того, что меня отвергнут. И этот страх был таким тяжким, что при разрывае я чувствовала сначала облегчение. А потом одиночество и желание отношений.
      Позволить другому отвергнуть тебя, не любить тебя, не принимать - мой трудный урок.
      Конечно, работать так, как мы, гораздо сложнее, чем просто ставить оценки, хвалить и ругать... И в то же время гораздо интереснее.
      Одно время я увлеклась Штайнером. Мне нравится подход Монтессори. Во Франции есть ещё школы Френе. Откровенно говоря, не знаю, что они из себя представляют.
      И ещё....я поняла, что как только возникает уверенность в том, что вот, я знаю, как надо делать то или это, это ложь, заблуждение, смерть, застывание в форме. Хочется постоянно чувствовать пульсацию, трепет жизни всей своей сущностью. И не всегда это выходит.

      Удалить
    3. Насчёт границ - Вы абсолютно правы. Но у меня изначально, от рождения, четкая грань между миром и собой, и я к себе просто так не подпущу. Всегда отстаиваю своё право на личное, то, чего никому не позволю переступить. Поэтому когда начала работать в школе, моё отношение к ученикам было и есть именно таким: я вас выслушаю, но к себе подпущу ровно настолько, насколько захочу этого сама.
      И по поводу "я всё знаю" - о да, сколько раз так меня Бог смирял! Держу в себе слова Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю". Иначе будет остановка всего, мрак. А это уже не жизнь.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Прочитала статью, вызвавшую у Вас столь близкую мне реакцию. Поколение Z выросло и стало учителями - вижу это и в нашей гимназии. И вот какие-то они "быстрые" - быстро загораются идеей, стремятся сделать все быстро, но первая же неудача или трудность заставляет отступить и замкнуться. Мне это странно видеть. Вот не борцы они! Так и хочется как старая черепаха воскликнуть: "А вот рааааньше!" И ведь так и есть - РАНЬШЕ молодые учителя больше прислушивались к опытным, просили совета, а нынче просто уверены в своей исключительности!
    Спасибо за пост, буду ещё размышлять!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Согласна с Вами! Спасибо, что вслух выразили, о стольком я не написала! Не борцы - это точно. Слабость какая-то внутренняя. И причины этому - есть. И их очень много!
      Сейчас тенденция верить в свои исключительные способности. "Ты этого достойна" или "Здесь мир вертится вокруг Вас". Но вопрос-то один: "А был ли мальчик? Может, и мальчика-то никакого не было?"

      Удалить
  5. Здравствуйте, Светлана Николаевна.
    Да что тут говорить об учителях-скороспелках, если у нас в Госдума заседают юнцы 25-летние?
    Не знаю, чему может научить "бывший токарь", если только не урокам технологии для мальчиков.
    И то, если у него будет достаточно опыта, чтобы РАССКАЗЫВАТЬ как что делать, а не просто "а давайте сделаем?" и предоставлять полную свободу действий.
    Лилия Павловна правильно сказала, что все они идут в школу с великим воодушевлением и очень быстро гаснут.
    Не каждому дано понять, что такое школа.
    А когда снисходительно относятся к старшему поколению коллег - это вообще из рук вон выходящее.
    Если взять жизненный опыт, и то, что все эти гаджеты появились практически в результате разработок этого самого "прошлого поколения"...
    Да и знаний у старшего поколения намного больше.
    Не понимаю, почему Молодежь так уверена в своей неотразимости?
    По мне так чтобы что-то отвергшать, надо самоме на себе испытать.
    Вот сейчас кто из новых учителей владеет калиграфией, стеоерметрией, черчением?
    Никто!
    И в то же время они отвергают эти знания.
    Хотя, ставить образованность человека в зависимость от гаджетов - это нонсенс!
    Помню отговорки учеников: не сделал домашку, так как отключился интернет.
    А пойти в библиотеку и взять материал для подготовки доклада - этого они не могут.
    Да и что такое библиотека мало кто знает.
    Ну приводят их на какие-то экскурсии в школьную библиотеку, ну показывают им, что есть такие - бумажные книги, а толку. Кто ходит в библиотеки?
    И вот взять из этого нового поколения учителей-скороспелок статистику: кто может найти необходимую книгу без интернета?
    То есть, прямая зависимость от... даже не интернета, а электроэнергии. Вот отключат её - и всё. Информационный голод.
    А старшее поколение сможет найти всё, что нужно.
    Потому что главное - это базовые знания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Мальчик-токарь, представьте себе, стал учителем физики и проводит то ли семинары, то ли вебинары для учителей.
      Насчёт "не каждому дано" - вот золотые слова! Ну не каждый может работать в школе, когда это уже поймут?!? Сейчас же считается, что учить - да это просто у доски стоять или в ноутбук тыкать, вот и вся премудрость.
      А уж библиотеки - ох, как Вы правы! Увы, отмирает бумажная книга в умах 25-летних, однако всё же не совсем. Книжные магазины открыты, и там есть народ. Иногда даже очень много людей.
      Неприспособленность к трудностям - беда нашего времени. Пасуют перед малейшей ерундой. Иногда даже страшно становится, как же они жить-то дальше будут?

      Удалить
  6. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Честно скажу, если бы не Ваш пост, не стала бы дочитывать сие))) Обычно так и делаю. Считаю подобные статьи заказными.
    Абсолютно с Вами согласна. Не может специалист выучить методику, психологию и азы педагогики за столь короткий срок!
    Вот "такие" учителя приходят в школу, "дают" знания. А кто-нибудь задумывался как трудно исправлять то, что эти горе-новаторы "надавали"!!! Термины и понятия спутаны, нет никакой фундаментальной базы, задачи решать не умеют и т.д.
    Хороший учитель может научить, используя даже только слово. Главное увлечь, дать глазкам загореться, чтобы интерес появился.
    У нас в лицей тоже периодически приходят представители поколения Z, но они, как правило, не задерживаются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Спасибо за Ваш комментарий. Ребята поколения Z выросли и впитали в себя ложное сознание быстроты и того, что совсем нет ничего и ни в чем трудностей, они же сейчас продвигают идеи о том, что можно работать меньше, а зарабатывать больше, а кто думает иначе, - старик и ретроград, у него ограничивающие убеждения процветают. Самим же им внушали это с самого детства, вот они уже и отравлены этими ложными идеями и идеалами. Кто их разубедит? Как они увидят истину? Ведь с самого начала они думали, что именно так и надо жить.

      Удалить
    2. Наверно, жизнь))
      Очень грустно читать подобные статьи и высказыания. Обучение должно строится по-другому.
      Быстро - не значит качественно, не значит фундаментально.
      Если получилось единожды, это не значит, что будет получатся всегда.
      От трудностей не нужно убегать и их не нужно боятся, их нужно преодолевать.
      Просто сейчас пытаются всё перевернуть с ног на голову.
      Если честно, мне страшно от наплыва в школу ТАКИХ специалистов.

      Удалить
    3. Да, мне тоже грустно, вот я не удержалась и написала об этом. Мне так же страшно от таких "учителей". А если такие "врачи" придут? Мне даже думать не хочется о таком...

      Удалить
    4. Увы! Светлана Николаевна, "они" уже пришли.
      И не только в школы и больницы))) Они уже ВЕЗДЕ!
      Некомпетентные, понтовые и шустрые "делуны" (так муж говорит, его словечко. )

      Удалить
    5. Кошмар! Но всё же я очень надеюсь на то, что к таким не попаду...
      Эх, напишу-ка я ещё одну статью, наверное, на эту тему...

      Удалить
    6. Обязательно!
      Зацепило. Мы с мужем сейчас обсуждаем.
      Спасибо Вам большое!

      Удалить
    7. Думаю, я просто словами выразила то, о чём давно размышляют поколения до Z. На все сто уверена в этом.

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^