22 января 2022 г.

Московский Дом Достоевского и Данилов монастырь

 

Свой рассказ начну с конца, потому как не сразу я поехала в музей Достоевского, а после Данилова монастыря, но так будет логичнее и лучше.
“Московский дом Достоевского” располагается на ул. Достоевского, д. 2. Сколько лет я мечтала туда попасть! Без этого писателя не мыслю русской литературы вообще, очень его люблю! Сегодня моя мечта осуществилась, и я побывала в этом удивительном и прекрасном месте. Если вы любите творчество Ф.М. Достоевского и читали его произведения, тогда по достоинству оцените это место и непременно захотите или узнать о музее что-нибудь ещё, или прочитать/перечитать заново наследие этого великого человека.
Фёдор Михайлович – коренной москвич, родился он в том самом месте, в котором сейчас располагается музей. Много времени он провёл в Петербурге, но этот город не любил, хотя и понимал, что именно в столице кипит вся жизнь – общественная, политическая, литературная… Дух писателя, его мироощущение начинаешь испытывать на себе уже когда прибываешь на станцию метро “Достоевская”:



По правую и левую сторону – иллюстрации к романам “Идиот” и “Преступление и наказание”:



Поднимаемся по лестнице и видим портрет Фёдора Михайловича:


Серое оформление вестибюля напомнило мне серый и мрачный Петербург Достоевского:


Лестница эскалатора очень длинная, в Петербурге именно такие. Пока едешь, успеешь о многом подумать:


Напротив лестницы, ведущей на улицу:


Отметила необычайную тишину вестибюля. Это удивительно, потому что в субботу хоть и не так же оживлённо в метро, как в будние дни, но и не настолько тихо. Может, это совпадение, но я так рада, что было именно так!
На улице очень красиво. Полюбуемся огромным зданием Центрального академического театра Российской армии:


Вдали - памятник А.В. Суворову. Подойти ближе не представляется возможным из-за движения:


Идём к музею. Правда, я поначалу свернула не туда, но добрые люди помогли. Получается, от метро до музея метров 300 пешком:



Район очень тихий, спокойный. Тишина нарушается звуком проезжающих мимо трамваев и машин. Может, ещё потому что зима. А мы уже на месте:





Вход по QR-коду. Стоимость билета – 400 рублей, фото- и видеосъёмки бесплатные и совершенно свободные, только без вспышки. Там шла экскурсия, поэтому мне велели идти сначала на 2-ой, потом на 3-й, только затем на 1-й этаж. Я поднялась на 3-й этаж, с него и начала. Но давайте вам я всё же расскажу по порядку, а это – 1-й этаж, самый трепетный и трогательный.
В кассе мне дали прекрасный путеводитель по музею и брошюру, изданную к 200-летию со дня рождения писателя, которые очень мне помогли при написании настоящего поста:





Московский музей Достоевского – первый в мире музей, посвящённый писателю, был открыт 11 ноября 1928 года, почти через 100 лет после его дня рождения 11 ноября 1821 г. Заветный первый этаж, по которому мы с вами сейчас пройдёмся, и является местом его рождения в буквальном смысле. Раньше здесь располагалась Мариинская больница для бедных, где работал отец писателя, Михаил Андреевич, а комнаты, где жила его семья, - в северном флигеле больницы и был дом изначально двухэтажным. Третий этаж, который есть сейчас в здании, - надстроен, но уже в XX в. Всё подробное описание, что и где находилось, кто и как жил, оставил младший брат писателя, Андрей Михайлович. Благодаря ему многие настоящие экспонаты обрели имя или “вернулись” издалека: 


Нельзя не упомянуть и вторую супругу Фёдора Михайловича, Анну Григорьевну, урождённую Сниткину, которая после смерти писателя в 1881 г. не вышла вторично замуж, хотя и дожила до 71 года и умерла в Ялте, в 1918 г., от малярии, в голодное время. Она собирала рукописи, документы, письма, книги, личные вещи, мебель и т.п. В 1889 г. около 1000 наименований экспонатов было помещено в Историческом музее Москвы, в хранилище, посвящённое памяти Ф.М. Достоевского. Но на этом её труды не окончились, она продолжала работать до самой смерти. Это была светлая и удивительная женщина, с ней писатель прожил действительно счастливую семейную жизнь, но сколько пришлось ему пережить, прежде чем дойти до понимания многого и в своей жизни, и в жизни других людей!
Итак, погружаемся в мир детства Фёдора Михайловича. Начинаем с Детской:


Здесь проживали Фёдор со старшим братом Михаилом. Семья хоть и была дворянская, но жила по-мещански. В семье было 8 детей, одна девочка умерла. Надо было как-то разместить всех, поэтому было так, что Фёдор и Михаил, например, спали на сундуках, другие дети – на стульях возле печки. Их несколько в доме. Облицовка, конечно, поменялась, но сами по себе они никогда не перестраивались:


Остальные дети спали в гостиной, возле перегородки, отделяющей собственно гостиную с родительской спальней. Мы сейчас туда придём, а пока посмотрите на “Рабочую залу” – печка оттуда была:


В этой же комнате можно увидеть книги, по которым учился Фёдор и Михаил.
Переходим в гостиную:


Два канделябра, стол и шкаф с книгами – эти три предмета помнят маленького Достоевского и его семью. Остальные вещи XIX в., но не “родные”. Так, например, приблизительно выглядел туалетный столик, за которым сидела маменька Фёдора Михайловича, Мария Фёдоровна:


Заглянем за перегородку. Это комнатка родителей писателя:


Чуть далее – кровать, на которой умерла Мария Фёдоровна от чахотки в 1837 г.:


Младшенькой, Сашеньке, на тот момент было всего 2 года. Заботы о детях взяла на себя сестра Марии Фёдоровны – Александра Фёдоровна, по мужу Куманина, жена богатого купца Александра Алексеевича Куманина, который принадлежал к купеческому роду, а затем пожалован в дворянство из-за искренней и щедрой благотворительной деятельности:


Примечательно, что супруги своих детей не имели, а тут Сам Бог дал им сразу 7 детей, о которых нужно было заботиться. Характер Александра Алексеевича писатель в будущем отразит в образе князя Х-ского в “Неточке Незвановой”.  

Мы с вами, собственно, уже перешли в следующую комнату, “Семья и род Достоевских”. Здесь располагаются портреты родственников Фёдора Михайловича:


Сёстры Вера, Александра и брат Николай:


Родители писателя:


Эта стена меня особенно умилила. Здесь можно не только прочитать имена всей семья Фёдора Михайловича, но и как их ласково называли между собой. Наверху видна икона св. вмч. Феодора Стратилата, небесного покровителя писателя:


При входе в эту комнату на стене можно прочитать имена прислуги. Как же это замечательно! Сохранить память обо всех!


Эта ведомость меня удивила. Она из с. Моногарова с записями о тех дворовых людях, которые прошли исповедь и причастие. Очень интересно! Раньше их всех записывали?


Посуда XIX в.:


На этом же этаже располагалась ещё одна комната, но она мне не показалась особо интересной – “Москва детства Достоевского. Даровое”. Там был столик медицинский и картины. Однако именно в этой комнате я начала разговор с экскурсоводом, которая много мне рассказала об экспонатах музея. Часть полученной информации я передаю в этом сообщении всем вам.
Поднимаемся на 2-ой этаж, самый богатый на экспонаты. Он охватывает 1837-1880-е гг. жизни Фёдора Михайловича. Прошу прощения, что на многих фото присутствует отсвечивание. Дело в том, что в музее яркое освящение, я старалась, как могла, выбирала самый удачный ракурс, но, к сожалению, это удавалось не всегда.
В маленькой зале, посвящённой 1837-1843 гг., учебе в Инженерном училище, я сделала только одно фото, брата писателя:


Далее – зал, посвящённый 1844-1845гг., началу литературной деятельности:


Заинтересовало старое зеркало:


Портрет Достоевского 1847 г. Писателю здесь 26 лет:


Следующий зал – печальный. Это 1845-1859 гг. Участие в кружке Петрашевского, каторга и Сибирь:


Картина И. Жукова “Санкт-Петербург. Петропавловская крепость” (1810 г.):


Скульптура С.Т. Коненкова “ Достоевский на каторге”:


Кандалы (реконструкция). При одном взгляде мороз по коже:


Кордегардия, г. Омск. Здесь располагался караул, сюда же доставляли новоприбывших каторжан:


Омская тюрьма (1860-е гг.):


Зал, посвящённый 1860-1864 гг. “Возвращение в литературу. Журналы братьев Достоевских “Время” и “Эпоха”:


Картина И.С. Глазунова “Ф.М. Достоевский в Петербурге”:


А вот эта карикатура меня особенно умилила. Называется “Бой из-за подписчиков” (1863 г.). Так и видится, как они же в наше время боролись бы за лайки и подписки в Инстаграме и т.п.:


Издание “Униженных и оскорбленных” 1861г. с дарственной надписью Фёдора Михайловича:


“Записки из мёртвого дома” издания 1862 г.:


Брат Михаил:



Собрание сочинений Ф. Шиллера в переводе Ф.М. Достоевского:


На стене огромное количество людей, так или иначе соприкасавшихся с Достоевским. Среди них – всем известные выдающиеся личности:


Покидая этот зал, я не удержалась и сделала фото окна. Показалось, что смотрю на Петербург XIX в.:


Идём в музей романа “Преступление и наказание”. На стенах, словно обои, - страницы из этого произведения:


Жуткий топор, создающий особо жуткую атмосферу и символизирующий убийство души человека, который сам стал душегубцем:


Евангелие от Луки – открыто на месте истории о Воскрешении Лазаря. То, что читала Соня Мармеладова Раскольникову:


Бюст Наполеона – гениально, что его сюда поместили:


В смежной комнатке этого зала – посвящение роману “Игрок” (на стене описана история написания романа):


Сняла небольшое видео. Музыку не очень хорошо слышно, но жуткую атмосферу, которую там создали, ощутить на себе можно:


Идём в зал, посвящённый романам “Бесы” и “Идиот”. Фото Достоевского 1862г.:

Интересный портрет писателя:



В середине – издательство “Русского вестника” (М., 1868г., № 1). Слева – фотография Михаила Никифоровича Каткова, русского журналиста и общественного деятеля, издателя журнала “Русский вестник”. Справа – Софья Александровна Иванова, по мужу Хмырова, любимая племянница Достоевского, дочь его сестры Веры. Именно ей писатель посвятил роман Идиот:


“Мёртвый Христос в гробу” – Г. Гольбена-младшего, 1521-1522 гг. Однажды Фёдор Михайлович увидел эту картину и был ею особенно поражён. Она встречается в романе “Идиот” – её копия висит в доме Рогожина:


Скульптура князя Мышкина:


Князь Мышкин и Мари:


Рогожин очень точно изображён. Именно таким я его и представляла:


Г. Флобер “Мадам Бовари” 1857 г. издания. Эту книгу читает Настасья Филипповна незадолго до своей смерти:


Князь Мышкин и Рогожин в самый драматический момент произведения. Это для меня самый тяжёлый эпизод в книге:


Почти на всю стену – увеличенная копия листа из черновика к роману “Идиот”:


Вот ещё портрет Рогожина, перед убийством, очень на Наполеона похож:


А вот эта стена меня очень поразила. В середине – увеличенная копия иконы Воскресения, сошествия Христа во ад XVIII в., слева – портрет князя Мышкина, справа – Настасьи Филипповны. Портрет последней настоящий, в смысле правильный с точки зрения того, как описывал её Достоевский. Глаза страдающие, очень выразительные. Помещены эти портреты справа и слева от иконы, словно святые… А икона сама по себе – целый кладезь. Я очень люблю их рассматривать. Это изображение мне хорошо известно, оно в разных вариациях помещается на аналой каждое воскресенье в церкви. Как это было принято в древности, на одной иконе могла быть написана целая история или житие какого-нибудь святого:


Стена, посвящённая “Бесам”:


Для меня это самый страшный и загадочный роман Достоевского. Я прочитала его ещё год назад, но отзыв так и не написала, было тяжело это сделать.

Старое издание “Бесов”:


Сергей Геннадиевич Нечаев, тот самый, революционер и организатор тайного общества “Народная расправа”. Он стал одним из прототипов Петра Верховенского:


Алексей Кириллович Кузнецов – соратник Нечаева и скреплённый с ним кровью убитого ими студента Иванова, который захотел выйти из нечаевского кружка. Много лет он провёл на каторге, а в начале XX в. и вовсе был приговорён к смертной казни, которая была заменена на каторгу. Он много хорошего сделал в своей жизни, но прошлое, как мне кажется, всё же по-своему давило на него:


Вот ещё одна личность – прототип Толкаченко:


Вера Ивановна Засулич, народница-революционерка, одна из первых российских социал-демократов:



Это фото начала XXв. меня очень умилило. Раньше я работала неподалёку от Петровского-Разумовского:


Ещё одно о нечаевском процессе:


Первая часть “Бесов”, издание 1873г.:


Переходим в мемориальный кабинет писателя, в расцвет его писательской деятельности, 1870-е гг.:


Это – мемориальный письменный стол и предметы на нём:


Икона Пресвятой Богородицы “Всех скорбящих Радость”:


Любопытные предметы и фото:



Визитки Достоевского:


В этом зале на стене было написано, что Достоевский всегда о всех своих родственниках помнил, интересовался их жизнью, помогал, чем мог, и ни о ком никогда не забывал. Однако его сестра Вера не особо хорошо с ним обошлась. Приехала к нему, когда Фёдор Михайлович уже сильно болел, просить об отказе своей доли рязанского имения. Был этот разговор очень неприятный, со слезами и скандалами, после чего у писателя даже пошла горлом кровь, а через 2 дня он скончался.

Переходим в зал “1880. Вершина: “Братья Карамазовы” и “Пушкинская речь”. Справа располагается печка:


Вот зал с одного ракурса, как туда заходишь:


В середине – стол, в котором располагается лавровый венок, преподнесённый Достоевскому в 1879г. Я смотрела и думала: и как это листья не рассыпались?!


Портреты героев “Братьев Карамазовых”. Правда, Алёша Карамазов на Фёдора Михайловича похож?


Преподобный Амвросий Оптинский:


А вот интересное сочетание:


Маленькая комнатка – реконструкция “Музея памяти Ф.М. Достоевского”:


Личные вещи писателя:


Семья Достоевского и его друзья на его могиле в 9-й день кончины:


Посмертная маска:


Свидетельство о смерти и погребении:


Последняя газета, которая была прочитана Достоевским, – “Новое время, С.-Петербург, 25 января 1881г.”:


Композиция из траурных лент и репродукция портрета Достоевского в гробу И.Н. Крамского. Вглядитесь в лицо Фёдора Михайловича. Оно светлое и улыбающееся:


Могила Достоевского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры:


Этот коридор посвящён 1862-1879гг., называется “Достоевский и Европа”. Похож на какой-то вокзал Санкт-Петербурга с этими арками и старинными часами. Мне не особо он был интересен. Здесь вы можете увидеть, в основном, картины Милана, городов Германии XIX в., где бывал Достоевский:


Пора подниматься на 3-й этаж. Лестница, хоть чисто и красиво выкрашенная, напомнила мне ту самую, из “Преступления и наказания”:


Перед вашим взором открывается зал “Образы Ф.М. Достоевского в книжной графике”. Посвящено роману Преступление и наказание:




Потом мне стало интересно посмотреть ракурс старухи-процентщицы, а потом мне в голову ударило, словно молнией, - это ведь сама смерть стоит за её порогом:


Сны Свидригайлова, очень впечатляет, когда они во всю стену расписаны:


Повсюду видны картинки, словно вбитые в стену. Создаётся ощущения вашего присутствия, от этого жутко становилось:


Далее был зал, посвящённый картинам молодых художников. Они писали иллюстрации к романам Достоевского. Вот, например, к Униженным и оскорбленным, очень точно нарисовано:


Потом был зал кинематографа:


Ещё дальше – зал “Наваждение Раскольникова”. Там было темно и страшно. Я не стала долго задерживаться в этом месте.
Вот такой прекрасный музей, посвящённый памяти Ф.М. Достоевского. Выглядит очень простым, но такой он насыщенный на самом деле! Очень рекомендую его посетить, узнаете много нового и интересного из жизни и творчества этого великого человека.
Пришло время сказать несколько слов о Даниловом монастыре, куда я поехала до посещения музея. Располагается он на станции Тульская. Зима в полном разгаре:





Приближаемся к монастырю:

 
Храм святых отцов семи Вселенских соборов XVII в., в котором покоятся мощи св. благ. кн. Даниила Московского:


Территория монастыря:


Мощи св. Даниила Московского:


Бог послал мне Крещенской воды! Я не попала ни на одну службу Крещения Господня, а тут – бери, пожалуйста:


При выходе из монастыря:


А потом произошло вот что:


Голуби прилетели ниоткуда. Раньше неподалёку висела табличка с просьбой их не кормить, вот я не кормила и не собиралась. Но они летели и летели мне навстречу. Я останавливалась – останавливались и они. Я шла – они бежали и летели.
Вчера умерла одна моя знакомая, Надежда, очень близкий мне человек. Она была удивительной, доброй и чуткой. Почти 10 лет боролась с раком, 10 лет мучений, слёз и страданий, но видели бы вы, как стойко он всё переносила, как до конца не теряла оптимизма и прекрасного расположения духа! Двумя словами о ней не расскажешь, да и я до конца не осознала, что больше её не увижу и не услышу. Ради неё, собственно, я и поехала сегодня в Данилов монастырь, заказала сорокоуст. Вышла – а там голуби. Вот и думаю: может, это Надя напомнила мне о себе? Но такого человека забыть невозможно, это выше всех сил. Ходила я по музею Достоевского, нет-нет, да и вспоминала про неё, а сейчас уже думаю о том, как это важно прожить достойную жизнь и умереть достойно. Фёдор Михайлович умер, когда ему читали Евангелие, Надя – в реанимации, но никем не забытая и всем нужная, потому что ей все были нужны.
Вечная память Наде. Кто может и в силах – прошу помолиться за упокой этого прекрасного человека и за то, чтобы её родным дал Бог пережить такое несчастье и помнить о ней всегда. За Фёдора Михайловича – само собой, он у меня в помяннике ещё очень давно записан. 
По сути ничего же не меняется в мире, всё то же самое: те же страсти, те же грехи, те же мысли. Достоевский писал о вечных вещах, поэтому он всегда современен. Наверное, именно поэтому он так мне близок. Вечная ему память. Верю, что он обрёл покой.

22 комментария:

  1. Светлая память Наде.
    Мне не знаком этот человек, но верю, что её многострадальная душа обрела покой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, мы все в это верим. Сейчас молимся особенно, когда её душа постепенно покидает этот мир. Нам её очень будет не хватать.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Светлана Николаевна.
    Спасибо за великолепную экскурсию по музею Достоевского.
    Проделана огромная работа по сбору материала и очень хорошо, что не ограничились только прижизненными экспонатами.
    Связь Достоевского с современностью несомненна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Да, музей создан с такой любовью к писателю, ведь инициатором был брат Андрей и супруга Анна Григорьевна. Экспонаты - я поражалась, как это нужно было по крупицам собирать! А "родной" стол - как его сохранили!?
      Ходишь по музею и словно всю жизнь Фёдора Михайловича проживаешь, окунаешься в мир героев его произведений. Впечатление непередаваемое, но такое светлое и радостное! Когда дети моего класса подрастут, постараюсь их туда свозить.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Замечательный пост! С удовольствием вместе с Вам прошла по залам Дома Достоевского, в реальности вряд ли удастся это посмотреть.
    У нас в Омске тоже есть Музей Достоевского, и у нас в Омске многие места связаны с его именем, я писала об этом https://serdzerasum.blogspot.com/2021/11/blog-post_22.html
    В год 200-летия писателя я писала и о Мёртвом доме - так называли омский острог, где пребывал в ссылке Достоевский http://serdzerasum.blogspot.com/2021/11/blog-post_9.html
    Вы правы, Достоевский современен! Это показал флешмоб "Листая книги Достоевского". Вот какие цитаты из книг писателя выбрали читатели https://bibl-140.blogspot.com/2021/11/blog-post_11.html
    Прошу прощение за обилие ссылок, но я их привела, чтобы и ваши читатели могли познакомиться с этими материалами.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я Светлана Николаевна.
      Здравствуйте, Людмила Федоровна! А я с большим интересом читала некоторые Ваши статьи о Достоевском, мне же о нём всё интересно. Спасибо Вам большое! С Омском связано скорбное время жизни писателя, но такое важное для его становления как христианина! Не было бы и "Записок из мёртвого дома", не было бы, возможно, и брака с замечательной Анной Григорьевной. То, что он пережил накануне и во время своего пребывания в Омск, глубоко отразилось на его сознании. Именно после ссылки он пишет настоящие шедевры.
      Достоевский сделал для людей очень много. Его произведения живы и актуальны до сих пор. И будут живы и актуальны всегда. Не устану снова и снова обращаться к Фёдору Михайловичу, черпать из его произведений можно всю свою жизнь, и то не всё вычерпаешь.

      Удалить
  4. Светлана Николаевна, обожаю Достоевского. И очень хочу побывать в этом музее.
    Теплом тронуло душу оформление станции метро "Достоевская". Элементы просвещения в общественных местах дают надежду на хорошее в будущем.
    Светлая память Надежде.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Сергеевна! Очень рада, что нашла единомышленника в своём обожании Достоевского))) Второй день хожу под впечатлением, настолько сильно мне понравилось в музее! А оформление - на высоком профессиональном уровне, это особенно отмечаю.
      Станция метро "Достоевская" была открыта совсем недавно, в 2010 г. То, что она необычная, - это да. Я сразу ощутила, что погрузилась в дух героев романов писателя.
      Спасибо большое за участие и молитвы!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо за подробный рассказ о музее. Сколько Вы успели сделать снимков, какой подробный рассказ подготовили!
    Такие книги называются "Метрические книги" находились они во всех храмах. С Юлей не так давно готовили проект, попали в государственный архив. Наши такие книги нужного нам населённого пункта, сколько интересного прочли в них!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Спасибо, я очень старалась.
      Насчёт метрических книг мне известно, но меня так удивило, что туда, оказывается, записывали и тех, кто прошел исповедь и причастие.
      Да, из них можно многое почерпнуть, это же целая кладезь! Это так называемый современный ЗАГС. Так здорово, что Вы держали в руках одну из них!

      Удалить
    2. Нет, Светлана Николаевна, я не держала. Мы онлайн листали) Но узнали про нашу деревню столько всего интересного. А какой красивый почерк был у священнослужителей!

      Удалить
    3. Но тем не менее, это так интересно! Я очень рада,что Вам удалось многое узнать о своём родном крае.
      А почерки - да.Каллиграфические! Это потому что раньше в гимназиях было очень много часов чистописания.

      Удалить
  6. Светлана, вот это работа! Я про пост. Так подробно, с комментариями и рассуждениями.
    Вероятно, времени на написание ушло больше. чем Вы были в музее и монастыре?)
    Но всё не зря. Эта душевная работа очень важна и нужна нам самим. Хорошо,что есть такие места, вызывающие желание поделиться важным с другими.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Валентиновна, за то, что оценили))) Да, Вы правы, на написание этого поста у меня ушло около 4 часов, но я, как правило, перечитываю свои же сообщения, когда хочется вспомнить, что видела и узнала, ещё раз прочувствовать то, что ощущала тогда.
      Спасибо, что заглянули!

      Удалить
  7. What a wonderful museum you visited and thus educating me as was not aware of this person. Never too old to learn....thank you.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Hello, dear Margaret!
      Thank you for visiting my blog. Dostoevsky is one of the most outstanding people, I love his books.

      Удалить
  8. Boa tarde minha querida amiga. Obrigado pela maravilhosa aula. Fico feliz com a oportunidade de conhecer e aprender com o seu maravilhoso trabalho.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Луис! Я рада, что информация оказалась для Вас полезной.

      Удалить
  9. Света, спасибо и за эту экскурсию!
    "Гуляя" по московскому дому Фёдора Михайловича, вспомнила его петербургскую квартиру, где была 8 лет назад (https://olgagolubeva.blogspot.com/2014/05/3.html).
    Более всего меня бы поразил зал "Образы Ф.М.Достоевского в книжной графике". Очень интересно, необычно, фантастически!
    Спасибо большое за экскурсию!

    Светлая память Надежде... Свет её души останется, конечно, здесь, в её детях, в её друзьях, в её близких...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот ещё где мне точно хотелось бы побывать, так это, конечно, а петербургской квартире! Где, как не там? Тогда гештальт будет завершён.

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^