19 июля 2022 г.

Читаем по списку литературы для 2 класса

 

Как видите, это уже то, что мы с сыном прочитали. Вернее сказать так: сын читал, а мы с мужем немного ему в этом помогали. Добавлю сюда ещё 2 рассказа В. Драгунского (“Что я люблю”, “Англичанин Павля”) и 1 рассказ М. Пришвина (“Берестяная грамота”).
С собой в отпуск мы возьмём самые объёмные книги:





Читаем следующим образом. Берём 2 книги небольшого объёма и 1 повесть. Например, Н. Носов “Приключения Незнайки и его друзей”, А.С. Пушкин “Сказка и рыбаке и рыбке”, Г.Х. Андерсен “Принцесса на горошине”, “Гадкий утёнок”, “Дюймовочка”. Параллельно ведём читательский дневник, для того чтобы всё вспомнить, когда придёт время: автор, название, главные герои, краткое содержание. Насчёт краткого содержания: отлично тренируется навык сжатого пересказа. Я задаю сыну один и тот же вопрос:
- Представь, что тебя спросили, о чём эта книга. Что ты ответишь?
И ещё говорю, что не буду писать в подробностях содержание в читательский дневник. То, что я прошу у сына, является довольно сложной мыслительной операцией, но тренироваться в этом направлении необходимо, очень пригодится в дальнейшем.
Иногда читаем по очереди: одну страницу читает вслух сам сын, одну – муж. Или я читаю полрассказа, остальное – сын. Но, в основном, на чём и я настаиваю, сын читает самостоятельно, иначе навык чтения, запоминания и всех мыслительных процессов будет бесполезно простаиваться.
Список литературы для меня, пока я сама училась в школе и университете, был святая святых: не прочитать что-то я могла только в том случае, если заболела или действительно не хватило времени, а так, в большинстве случаев, я прочитывала все книги на 99-100%.
Читала всё лето, читала во время учебного года. Каждый день – порядка 300-500 страниц, это была норма, иначе всё не ухватишь. Радостью было читать античную и древнерусскую литературу, т.к. они небольшие по объему. Помнится, как пришла я на зачёт по античной литературе, рассказала всё по своему билету, а преподаватель, весёлая и жизнерадостная девушка, мне и говорит:
- А не уходите, пожалуйста. Давайте мы ещё немного побеседуем.
Не в похвалу себе об этом сейчас вспоминаю, а рисую небольшой штрих к тому, как эти слова понимаются совсем по-другому через много лет. Теперь я и сама учитель и, конечно же, была бы очень рада и счастлива беседовать с человеком, который в теме и прочитал всё из списка литературы, осмыслил и может о чем-то рассуждать.
Потом списки стали объёмнее и сложнее, особенно, конечно, XIX-XX вв. русская и зарубежная литература, но моя любовь к литературе была и есть настолько сильная, что количество страниц меня совершенно не останавливало, а любой поход в библиотеку или читальный зал был настоящим праздником.
Помню, один запах книг меня пьянил настолько, что я могла жить посреди стеллажей. За окнами люди ходили, что-то делали, а мне так было хорошо внутри! Или я знала, что буду идти по улице с сумкой в руке, приду домой, открою очередную книгу и буду читать, узнавать что-то новое, удивляться, вести читательский дневник, снова возвращаться к прочитанному, а потом бежать на семинары и коллоквиумы, спорить, доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Что ни говори, а литература – это сама жизнь. Какое счастье, что она есть на свете! Свою голову я, конечно, другому человеку не вставлю, но, по крайней мере, познакомить с библиотекой, рассказать о ней, следовать списку литературы – это моя первостепенная задача.
У нас в Королёве на ул. 50-летия ВЛКСМ есть детская библиотека, куда мы ходим за книгами:



Эта библиотека маленькая, конечно, но фонд там неплохой. Пока нам ищут книги, сын любит сесть на стульчик и рассматривать какую-нибудь энциклопедию, а ещё – вот такие чудесные книги (с детства такие помню, тогда это было настоящее чудо):



Впереди непростые книги, но, надеюсь, у нас всё получится. Останется совсем чуть-чуть и то, что можно прочитать за один день.
А вы как к спискам литературы относитесь/относились в детстве?
Конечно, я и сама не только из списка что-то читала, но он меня очень дисциплинировал и знакомил с жемчужинами мировой классики.
Всем отличного чтения! Пусть чтение будет в радость и удовольствие! 

12 комментариев:

  1. Здравствуй, Света!
    Прочитала твой пост - и душа радуется. Ведь он о книгах!))
    Берëте с собой отличные книги. Только ты не написала, что сама будешь читать.
    Вспоминаю Лизу: о Винни-Пухе она читала книгу два раза подряд, а вот Незнайка у нас не пошёл, к моему огорчению. То, что было любимым в моём детстве, не стало любимым для дочери.
    А вот читательские дневники я не люблю.
    И меня убивает начальная школа именно тем, что настаивает на их ведении. ЗАЧЕМ пересказывать сказки, рассказы? Не понимаю. Нужно учить выявлять основную мысль. Попробовать сравнить себя, читателя, с каким-то героем, оценить поступки и пр.
    Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Оля!
      Книги, которые возьму для Серёжи, я купила, решила, что это вполне достойные произведения, чтобы быть в нашей домашней библиотеке. Буду повести также дробить на части, ежедневную норму очень постараемся выполнять, тогда обязательно прочитаем за 2 недели. Хочу ещё взять с собой "Конька-горбунка", у нас она есть дома, может, и её успеем прочитать, хотя уже читали раньше.
      Насчёт чтения - да, с прискорбием отмечаю, что мой ребёнок не разделяет моего энтузиазма по этому поводу, но, хоть и не признаётся в этом прямо, некоторые книги ему всё же очень нравятся. "Незнайка", на удивление, понравился, он даже эту книгу в библиотеку обратно не хотел сдавать, а вот в прошлом году читали "Волшебник Изумрудного города" - нормально, осилил, понравилось, "Урфин Джюс" - со скрипом, а вот "Семь подземных королей" практически совсем не пошла, так и лежит.
      Увы, многие любимые нами книги очень устарели, ведь они описывают совсем другую действительность, некоторые слова и реалии совершенно непонятны современному ребёнку. С одной стороны, это развивает, мы объясняем, что это, а с другой - такая пропасть между нами и нынешними реалиями... Жаль.
      Читательский дневник - это моя инициатива, учитель не просила его вести. Он исключительно для того, чтобы вспомнить содержание. Пишу туда всё сама, Серёжу только спрашиваю, а иногда вообще всё сама пишу. Потом вернёмся к записи, попытаемся вспомнить, о чём оно, снова возьмём его в библиотеке, но главное, что оно уже прочитано.

      Удалить
  2. И ещё: я противница всяких списков. Читать нужно литературу не программную. Вот сейчас пишут мне, что читают стихи Лермонтова, его поэмы, рассказы Чехова. Зачем? Неужели это нельзя прочитать перед уроком?

    "Семь подземных королей" для меня вообще самая скучная книга.
    Про Карлсона ещё Лиза ВАМ прочитала. Вообще Астрид Линдгрен идёт хорошо у детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда дети большие, то действительно незачем заранее читать стихи или маленькие рассказы, только если вот прям очень любишь этих поэтов или писателей. Сейчас я пока только знакомлю сына с литературой, читаем для порядка.
      Но а как без списка? Откуда дети узнают, что им читать? Хотя бы объёмные произведения туда нужно включить.
      Забыла ещё написать о своём чтении. Пока секрет. Возьму с собой пару произведений, но непременно до отъезда нужно дочитать одно серьёзное, а отзывы напишу обязательно.

      Удалить
  3. Какие замечательные книги, Светлана Николаевна, читает ваш сын! Приятного чтения, Серёжа!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Светлана Николаевна и юный читатель Сережа!
    Так захотелось сразу (слёту) порекомендовать какие-нибудь интересные книги, но потом поняла,что этого делать просто не стоит.
    В каждой семье есть свои предпочтения,поэтому не стоит навязывать свои.
    Так и с обязательным списком для чтения.
    Ну тут понимаю - школьная программа, от этого никуда не денешься...
    И всё-таки рискну посоветовать Ирину Токмакову "Аля, Кляксич и буква А" и Ефима Череповецкого "Непоседа, Мякиш и Нетак".
    Книги проверенные временем.
    Читала я, читала дочка, читал сын, читают внуки...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Список литературы - это возможность узнать, какие книги вообще существуют и какие необходимо знать каждому образованному человеку. Поэтому я только за списки, сейчас - особенно, потому что сын только-только немного адаптировался к школе. Когда он станет подростком, посмотрим, будем действовать по обстоятельствам.
      Про Кляксича мы читали прошлым летом, Серёжа по ней даже сделал иллюстративную книжку, я публиковалась в Инстаграме. Сейчас я там ничего не публикую, но есть Вконтакте и Телеграме.
      Насчёт "Непоседы, Мякиша и Нетак" - о, я в детстве эту книгу обожала. Вроде бы предлагала сыну ещё давно, но как-то не пошло, а, может, спутала её с какой-то другой. Главное для нас сейчас - это осилить "Винни-Пуха" и "Карлсона", а там, думаю, обязательно дойдём до "Непоседы". Спасибо, Ирина Валерьевна, что напомнили!

      Удалить
    2. А ещё из современных авторов мне нравится Андрей Усачев.
      Его "Умная собачка Соня" просто прелесть!
      https://nukadeti.ru/skazki/umnaya-sobachka-sonya

      Удалить
    3. Спасибо, Ирина Валерьевна! Возьмём на заметку.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Хорошо, когда родители приучают своих детей к чтению, это очень развивает ребят. Я тоже со своими детьми читала эти книги, они самые лучшие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Валентиновна! Очень рада Вас видеть! Именно родители должны приучать своих детей к чтению. Но проблема в том, что практически никто не читает, зато хочет, чтобы дети читали. Так не бывает.

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^