28 февраля 2019 г.

“Ослепительных приборов нужно больше, господа, Чтобы толще засияла Вифлеемская звезда…” (Ю. Шевчук и ДДТ “Рождественская”)

Странная какая-то ситуация нынче получается. То, что диплом о высшем образовании сейчас уже совсем не то, что был хотя бы 20 лет назад, является неоспоримым и очевидным фактом. В настоящее время огромное значение играет учебное заведение, выдавшее диплом, но самое интересное, что буквально с недавнего времени в анкете при устройстве на работу диплом вообще не указывается.
Меня удивляют появившиеся в огромном количестве курсы (зачастую заочные) по так называемой профессиональной переподготовке. Да-да, я тоже такие проходила и стала логопедом, однако логопедия неразрывно связана с моей специализацией филолога, а уж тем паче с профессией учителя английского языка. А вот как учитель английского переподготавливается под учителя географии, ну никак понять не могу.
Сколько меня не будут убеждать, что образование иногда не важно, я буду утверждать обратное. Согласитесь: случаи настоящего профессионализма у человека, не окончившего ни одного высшего учебного заведения, очень редки, и я таковые не отрицаю.
Педагогику в нашем вузе читала весьма экстравагантная женщина, которая вставала в 3 утра, обливалась холодной водой и на лекциях учила нас дыхательной гимнастике. По профессии она учитель истории, не сдала на пятом курсе госэкзамен по медицине, но через год держала его вторично и получила диплом. Долгое время преподавала что-то вроде научного атеизма, а потом в ее сердце пришел Бог, она в Него уверовала, но очень своеобразно. Почетный учитель надела платок, встала за прилавок местного рынка, аккурат возле университета, где работала, и стала продавать огурцы и помидоры. К ней, конечно, ходили ее коллеги, просили одуматься, она – ни в какую. Затем ушла в другой вуз.
Лекций под запись она не давала, больше проповедовала свои идеи и свое вИдение педагогики, рассказывала случаи из своей жизни. Как-то раз она сказала, что есть “детные” и “недетные” люди. Т.е. те, которые могут работать с детьми и те, кто вообще не могут по разным причинам. Так вот среди “детных” встречаются прирожденные педагоги, умеющие наладить дисциплину, навести порядок и сделать так, что ребята будут их слушать с открытым ртом. Ну а “недетные” – понятно, кто. Хоть пятьдесят у тебя дипломов будет, но коль не можешь ты быть наедине с классом и наладить с ним отношения, то никакое образование здесь не поможет, разве что педагогическое чутье и банальная любовь или хотя бы уважение к детям.
Со всем этим я согласна, но все-таки хороший учитель – это, прежде всего, тот, кто, блестяще зная свой предмет, может преподнести его детям. Разумеется, выдачей диплома “блестящесть” не заканчивается, нужно постоянно развиваться в своей профессии, находить новые и новые пути решения задач. Это очень важно, потому что только болото стоит на месте и не двигается, а бурная река всегда несется вперед и постоянно меняется. Или океан, который живет своей разнообразной и богатой жизнью. Если он остановится, позеленеет.
А теперь скажите мне, возможно ли преподавать две такие разные дисциплины, как английский язык и география, физика и русский язык и при этом быть профессионалом во всем? Лично я в это не верю, как не верю во все эти переподготовки, когда одно с другим не вяжется. Или когда человек не заканчивал никакого педагогического, а за два месяца вдруг стал дипломированным учителем.
Те, кто никогда не касался педагогики, понятия не имеет, что такое учиться в педвузе. Это, во-первых, сложность в профессиональном, на уровне высшей школы, изучении своего предмета. Во-вторых, это глубокое постижение педагогики и психологии. У нас психология преподавалась со всей серьезностью: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология.
Еще важно, что нас учили выступать на публику. Меня, правда, этому хорошо научили еще в 10-11 классе, где я познала самые основы ораторского искусства. Вот почему мне так хочется сыграть какую-нибудь роль на сцене (в детстве играла, но мало), нравится выступать, сама вызываюсь, когда предоставляется возможность. Уметь правильно подобрать слова, интонацию, паузы, настроение – это мастерство, которое оттачивается годами. А уж перед классом встать и сделать так, чтобы он тебя слушал и слышал, - одной двухмесячной бумажкой точно не обойдешься. Это настоящее актерство, а место у доски – сцена, где разворачиваются каждодневные спектакли.
Но самый сложный предмет в педвузе – это методика преподавания. Для меня это был самый страшный экзамен. Методика – это великий предмет. Если не овладел теорией методики или хотя бы не пытаешься, если не проходил практику, не получал замечания и дельные советы от профессионалов, много лет проработавших в школе, вряд ли построишь урок так, чтобы он отвечал всем нормам и вообще привел к какому-либо результату. Да и вообще урок – сложнейшая составляющая учебного процесса, в течение которого нужно учесть огромное количество самых разнообразных вещей. Мастерство учителя заключается в том, что он может в любой момент буквально по одному щелчку перестроиться, переключиться, скорректировать план и пойти совсем в другом направлении. Авралы случаются постоянно, но если в голове нет цепи событий и связи между ними, не избежать срывов плана и урока.
Сейчас школу не обсуждает только ленивый. Со всех сторон только и слышится сплошной негатив, однако радует то, что в последние годы в комментариях к очередной “разоблачающей” статье пишут, чтобы перестали всё сваливать на учителей и задумались о своем собственном поведении.
Но получается, что когда ныне говорят о непрофессионализме учителя, это не всегда безосновательно. Раньше я негодовала, а теперь сразу думаю о дипломах переподготовки и как в два счета можно стать каким хочешь учителем. Непрофессионала видно сразу. Некомпетентность, выдаваемая за величайшее образование, изо всех щелей лезет, и ее ничем не скроешь. За версту видно человека, ничего не знающего ни о детской психологии, ни об особенностях психики ребенка, ни об индивидуальном подходе (да-да, и о нем тоже, всё ограничивается рынком или прилавком – вас много, я одна).
Но самое страшное, что чем более человек некомпетентен, тем больше он будет всем и вся показывать и рассказывать, какой он профессионал. Читали рассказ В. Шукшина “Срезал?” Мы его по словечку в 10 классе разбирали. Тогда я только в книжках о таких читала, теперь вижу наяву. Эти “специалисты” будут всегда жить и здравствовать, создавая видимость работы, бурной деятельности и высокого профессионализма. Таким может стать каждый – в любом виде и облике.
Обожаю песню Юрия Шевчука “Рождественская”. Каждая фраза гениально передает видимость веры и Рождества, а на самом деле никакой веры и Рождества там вообще нет, как нет веры в свечках, куличах и поклонах, если они ничего, кроме свечки, куличей и поклонов, не значат. Слушайте с минуты 2:02, именно с этого момента начинается прекрасная песня с глубоким смыслом. Сразу ремарка: приводя эту песню, я имею в виду лишь иллюстрацию своих мыслей, никакого политического контекста не предполагаю:



Картинка из интернета

17 комментариев:

  1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    Согласна с каждым Вашим словом!
    Честно говоря, даже рада, что эти слова сказаны именно Педагогом.
    Потому что есть ещё среди учительской братии (и далеко не всегда справедливые) ярые "защитники" профессии, которые на любое замечание (предложение) реагируют бурным (завуалированным) негодованием.
    Как-то мало кто решается признать недостатки.
    Стараются больше кричать о достижениях, зачастую раздувая самые мелкие (порой мыльные) шарики в огромный дирижабль.
    И пока мы все не научимся правильно реагировать на замечания, пока честно не посмотрим на всё происходящее - будут среди нас вот такие "многостаночницы-недоучки" и некомпетентные надзиратели (вышестоящие органы).
    Меня поражает, когда человек кичится: "У меня пять дипломов о высшем образовании"...
    Получается, что как минимум четыре раза ты украл у какого-то человека возможность учиться...
    Рассказ Шукшина - это, несомненно, сила! Василий Макарович обладал удивительной способностью открывать внутренний мир простого человека.
    Спасибо, Светлана Николаевна, за такой смелый, честный и откровенный пост.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Этот пост я долго вынашивала, до последнего исправляла и корректировала. Очень хотелось донести так, чтобы меня правильно поняли.
      А о недостатках надо не бояться говорить. Если замечания дельные и по существу, нужно принять к сведению. Только вот мне бы лично хотелось, чтобы эти замечания были от профессионалов, которые так же, как и я, каждый день стоит перед классом и заглядывает детям в глаза, а не, которые стоят над душами. Тогда высказываюсь вот так: "Я не люблю, когда мне лезут в душу, особенно когда в нее плюют". Если я вижу, что дискуссия невозможна, просто молчу. По разным причинам. Очень ценю компетентность и ответственный подход к своему делу. Качественно провести урок не поле перейти.

      Удалить
    2. Очень правильно!
      Работу профессионала могут оценить только те, кто прошел весь путь "с начала до определенного уровня", чтобы не только иметь право "по праву собеседника", но и по уровню мастерства.

      Удалить
  2. Я учительский ребенок, так что не понаслышке знаю, что такое учительство в буквальном смысле слова.
    дома - обсуждение уроков, ситуаций с детьми и коллегами, педсоветы, проверки тетрадей, разное.
    Никогда не мечтала пойти по стопам папы и мамаы. Наверное, насмотрелась "прелестей" жизни педагога)
    Для меня планы, поурочное планирование, методика преподавания - лес темный. Сейчас бедный учитель параллельно с бумажными документами ведет и электронные. Ужас ужасный.
    Стараюсь не судить учителей, хотя моменты были, когда дети учились.
    Сил вам, товарищи дорогие, терпения и адекватности Минпроса)
    За песню спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бумажные у нас, слава Богу, окончательно отменили. Бумажный есть, но он мой личный, для контроля и личных записей. Работы и правда очень много, причем много неблагодарной работы и той, которую никто за работу не считает. Смешно, но я тоже никогда не мечтала быть учителем, так сложилось. Есть свои плюсы, есть и минусы, как и в любой работе. Детей очень люблю, с ними я расслабляюсь, разговариваю, как мне нравится, и они отвечают мне тем же.

      Удалить
  3. В двух словах хочу сказать, что сейчас многие норовят попасть в учителя, еще бы, соцпакет, отпуск летом, стабильность. А вот в дипломе пустота, да и корочки какие-то с каких- то курсов. Ни о педагогике не слышали, ни о возрастной психологии, ни о методике. Кому душу детскую доверить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну таковые считают, что учить другого - сущий пустяк. Всего лишь рассказать о том, что знаешь. А со стороны мы вообще сидим в теплом кабинете весь день, пьем чай и обсуждаем весь мир.

      Удалить
  4. Света, непростую тему затронула ты, очень непростую.
    Разреши не согласиться с мыслью: не всегда профессионал - блестящий учитель. Можно в совершенстве владеть знаниями по педагогике и психологии, но элементарно не уметь навести в классе порядок. Никогда не задумывалась, почему, например, у психологов и социальных педагогов не получается без помощи учителя и/или классного руководителя сделать какое-то объявление?
    И признАюсь: ни педагогику, ни психологию в университете терпеть не могла. И до сих пор считаю, что эти предметы пустые, ничему они меня не научили.
    Да, я тоже против курсов переподготовки. Видимо, всё же не хватает учителей, если переучивают людей с завода, например, и я знаю таких коллег, которые теперь работают рядом со мной, обучают детей в начальной школе, говорят "ихний", "ложить" и пр. А совсем недавно одна такая девочка-профессионал (пед.колледж окончила, кстати говоря) начала со мной со всей серьёзностью спорить о том, что фамилия ученика не склоняется. Я была в полном возмущении. Она так и ушла с полной верой в моей неправоте.
    Так что профессионалы тоже ведут себя как безграмотные люди.
    И ещё: почему нас сегодня обсуждают и осуждают все. Да всё потому, что в обществе укоренилось мнение, что в педагогических вузах учились "двоечники", те, кто не поступил в мед, например. А если можно стать учителем за два месяца, то о чём тогда вообще можно говорить?
    Я и ты учились по 5 лет. И отлично учились. Методика преподавания - сильнейший предмет, который вели сильнейшие преподаватели. До сих пользуюсь лекциями.
    Но знаю точно: никогда ни с кем спорить по поводу своего профессионализма или чьего-то непрофессионализма не буду. К чему? Я просто буду идти на уроки, смотреть в глаза ребят, делиться своей энергетикой и брать такую же энергетику добра.
    Любовь к своему делу - это поважнее всякого профессионализма. Замечу однако - любовь со знанием этого самого дела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверное, вам психологию преподавали другие учителя, потому что до сих пор с любовью и признательностью вспоминаю нашего преподавателя по общей психологии и возрастной психологии. Вот она могла вне всяких сомнений навести порядок в классе. В моей бывшей школе работала профессиональный социальный педагог, так она могла просто в класс войти, два слова сказать, и всё хорошо становилось.
      Я ж и писала о том, что есть "детные" и "недетные", что можно сколько угодно учиться и получать дипломы, но при этом не владеть самым главным - своим предметом, умением его преподнести и умением владеть классом. И когда я слышу, что замечания опытному учителю (и профессионалу, могу засвидетельствовать!) делала та, которая НИКОГДА не работала с такими же детьми, хочется закрыть лицо руками и не слышать той откровенной чуши, которую выдают за величайшие мысли, и их якобы надо принять к сведению. Сразу видно, что человек вообще не в курсе того, что происходит, не понимает системы вот этого конкретного случая. В то же время мне вспоминается мой первый эксперт по аттестации. Мой урок она не анализировала, не копала без толку, не разбирала по крошкам, как иногда делают. Она сказала кратко и по существу: "Я всё увидела. Вы работаете систематически". Вот это - слова профессионала, которому не надо говорить никаких умных слов, она всё сама увидит. А уж если что-то скажет, то будешь слушать таких с вниманием и действительно примешь к сведению, будешь действовать и исправляться.
      По поводу английского тоже могу говорить много и долго. Иногда приходишь на открытый урок, а там такое произношение, хоть уши закрывай, слушать такое невозможно. А ведь это основы! И такой учитель, да-да, дипломированный, прошедший сотни непонятных курсов повышения квалификации, научит детей говорить "сэнк ю" и т.п. А еще английские слова русскими буквами писать. О международных методиках не слышали, не интересовались, урок строим, как 30 лет назад, а потом будем спорить, что дети якобы ни за что не выучат диалог и с подковыркой будут предлагать прийти на урок и послушать.
      Любовь со знанием своего дела - да, в десятку! Полностью согласна! Это очень важно. Стремиться развиваться и развивать учеников. Если сам не развиваешься, как можешь научить развиваться других? Парадокс.

      Удалить
  5. Многие считают, что работа учителя - сущий пустяк. Встань у доски и болтай (слышала такие слова своими ушами). А сами своего единственного ребенка не могут ничему научить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно, подумаешь, чего уж там сложного? Чего тогда сами в школу работать не идут, если там всё так шоколадно?

      Удалить
  6. Светлана, согласна с Вами, на курсах не научат быть учителем, профессионалом своего дела. Базовые научные и практические знания вузовские разве можно сравнить с кратковременными курсами?
    Но жизнь не стоит на месте, и совсем неплохо было бы, через некоторое время после диплома, освежить знания курсами по психологии, или ИКТ, или познакомиться с новыми методиками преподавания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Сергеевна! Согласна: надо постоянно освежать свои знания, но делать это не от случая к случаю. Знать всё по предмету просто невозможно, каждая научная область - это бездонная пропасть.

      Удалить
  7. Думаю, что педагогические самородки есть, Светлана Николаевна, но их единицы. А вот в переподготовку всех остальных верится с трудом... Мне, даже с двумя педагогическими дипломами, сейчас очень непросто работать:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Конечно, гениев и правда мало, на то они и самородки))) Работать с детьми действительно очень сложно, но надо постоянно искать пути решения, советоваться, как мне кажется.

      Удалить
  8. Видно, что вы долго размышляли на эту тему. Интересное наблюдение про "детных" и "недетных". Я тоже часто думаю о связи профессионализма с образованием, когда встречаю гениальных самоучек или когда в очередной раз разочаровываюсь в титулованных педагогах. Судить о таких вещах мы можем с высоты своего опыта, который отличается безмерно, поэтому и мнения будут разные. Одно ясно- учитель обязан сам учиться всю свою жизнь. Немаловажный момент- важно адекватно себя оценивать и понимать, что тебя каждый день оценивают другие.Готов ли ты к этому после курсов переквалификации?:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Дмитриевна! Данный пост - скорее, выплескивание скопившихся мыслей по этому поводу. Сколько ни будет существовать человечество, первыми людьми, кого всегда, во всём, что бы ни случилось, будут критиковать, - это учителя, врачи и священники. От нас всегда требуют чего-то особенного, из ряда вон выходящего, мотивируя это тем, что у нас якобы особенная работа. А вот и нет! Работа как работа, со своими особенностями, как и любая другая.
      Да и вопрос, конечно же, сложный, я это понимаю. Нет какой-то однозначности, что ли. Да и быть педагогом и правда сложно. Это готовность всегда учиться и осознавать, что нужно учиться, развиваться и думать дальше, а не заканчивать свои познания путем получения документа.

      Удалить

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^