28 июля 2018 г.

Крым, мой Крым! Часть VI. Гора Ай-Петри, Большой Каньон Крыма, или Terra Incognita

Продолжение. Часть I Побег из БЕЗсолнечной Долины.
Часть II Отель "Амели".
Часть III Пляж в Солнечной Долине.
Часть IV Солнечная Долина собственной персоной.
Часть V Генуэзская крепость, г. Судак.

18 июля 2018 г. Еду на экскурсию, продолжительность которой составила 16 часов. Меня это не останавливает, скорее, напротив. Не могу сидеть на одном месте, тем более в Крыму, где жизни не хватит, чтобы всё обойти, посмотреть и удивиться.
Еду покорять новую вершину – гору Ай-Петри, что в городском округе Ялта, а за ней – снова в гору, к новым приключениям.

7:01 – выезд из Судака, улица Гагарина, туристическое агентство “Меридиан”. Нас около 25 человек. Экскурсовод – Игорь Гаркуша. Забегая вперед, скажу, что мне посчастливилось поехать с ним еще на одну экскурсию. Сам он заканчивал институт горного туризма, специализируется по спелеологии. Летом работает экскурсоводом, а в учебное время преподает в школе географию. Игорь - очень интересный и разносторонний человек, рассказывает коротко, но ёмко, постоянно беседует с людьми. Сказывается, конечно же, то, что он является педагогом. Когда постоянно находишься на виду и работаешь с детьми, просто не сможешь по-другому, ведь обратная связь – одна из важнейших составляющих успешного преподавания.
Еще хочу отметить его искреннюю заботу о людях, мягкий юмор, оптимистический настрой. Я так радовалась, когда во второй раз ездила с ним!
Итак, сели в автобус. Игорь поведал о том, куда мы направляемся и по какой дороге, а по пути рассказывал о местах, которые мы проезжали. Он перечислял огромное количество названий гор, всех не упомнишь, тем более что бОльшую часть этого пути я продремала: сказался весьма ранний подъем и поздний отход ко сну.
Из автобуса фотографировать было совсем невозможно, а виды были чудесные, ведь мы направлялись на южный берег Крыма, в г. Ялту через г. Алушта. Эта знаменитая серпантинная трасса, на которой снимали известные эпизоды из “Кавказской пленницы” – помните? Я была счастлива проехать по тому самому месту. И вообще дорога в Ялту через Алушту – одна из красивейших в мире.
Игорь сказал очень важную вещь. Когда он был еще студентом, то вел себя, как ведут в его возрасте большинство: с распальцовкой утверждал, что знает Крым. Но у них преподавал один специалист, который всю свою жизнь посвятил изучению Крыма. Увидев, как его подопечные пытаются перевернуть мир, отметил:
- Плюньте мне в глаза, если я скажу, что знаю Крым.
Эта фраза стала для Игоря отправной точкой к серьезному и научному пониманию того, что Крым – это не что иное, как Terra Incognita. Полуостров имеет богатейшую историю, на нем жило огромное количество народностей, разговаривавших на различных наречиях. Увы, восстановить их сейчас не представляется возможным, как и их быт, жизнь и историю. До сих пор ученые спорят о том, откуда произошли некоторые названия Крыма, приводят разные аргументы, переводы, однако многие и многие из них так и остаются тайной за семью печатями. И чем загадочней все эти слова, тем сильнее хочется попасть в эти места, прикоснуться к истории, послушать то, что скажет ветер, вдохнуть свежий воздух и обнять чистую горную воду.
8:20 – наша первая остановка, санитарная. Там можно было купить кофе (жалею, что не сделала этого в первый раз, зато не растерялась во второй!), купить сувениры и сходить в уборную. Прямо напротив нас возвышался храм-памятник, храм-маяк в честь свт. Николая. Его построили в память о всех погибших на водах:

К большому сожалению, времени на его посещение у нас не было, и мы отправились дальше.
9:50 – въехали в Ялту. Название города якобы произошло от такого случая. Греки долго плыли по морю и уже отчаялись ступить на землю. Вдруг вдалеке они увидели долгожданную сушу и радостно закричали:
- Γιαλός! Γιαλός! (Ялос! Ялос!), - т.е. Берег! Берег!
Именно греки, по этой версии, стали основателями Ялты и её первыми насельниками.
10:15 – остановка на Ласточкином гнезде, визитной карточке Ялты, в субтропический климат (на востоке Крыма он континентальный). Когда я смотрела программу экскурсии, порадовалась, что смогу посетить это место. Наивная! Мы смогли только издали на него посмотреть:

Свой нынешний романтический вид Ласточкино гнездо приобрело с 1912 г., по желанию нефтепромышленника П.Л. Штейнгеля. Здание относительно маленьких объемов из-за небольшого участка земли, поэтому оно и “птичье”. Из-за рискового расположения оно подвергалось множеству катаклизмов. Вроде как говорили, что дворец закроют для посещения, но я, хоть и далеко было, видела там много гуляющих людей.
Вид с другой стороны нашей остановки:

10:45 -  прибыли к канатной дороге на вершину горы Ай-Петри. По пути сюда Игорь нас предупредил, что самое страшное в Крыму – это не серпантинные дороги. Парадоксально, но ровная дорога гораздо опаснее для жизни. К тому же, ехали мы со скоростью 30-40 км/ч, а создавалось ощущение, что 120. Еще одна важная деталь – крымские трассы такие плохие не из-за того, что их никто не строит. Дело в том, что на полуострове весьма часты сильные перепады температуры воздуха, но самое главное, - это карстовые породы. Весь полуостров состоит из них, все пещеры карстовые. Это значит, что все дороги подвержены растворению водой. Игорь привел пример, когда немцы построили такую ровную трассу, что даже при открытии окон не было слышно ничего, словно по стеклу ехали. Но что поделать? Через года 2-3 эта идеальная дорога была разрушена.
А что же является более страшным в Крыму? Пирожки и чебуреки с мясом, вино непонятно откуда, якобы домашнего производства. Игорь предупредил, что вот эти продукты в буквальном смысле опасны для жизни, поэтому он убедительно просил нас ничего не покупать с рук и неизвестно у кого.
Итак, мы находимся возле канатной дороги:

Очередь была безразмерная:

Очень выручала влага, которую распрыскивали вентиляторы:

Как вы думаете, сколько мы прождали? Час!
Вот мы уже на подходе, вход я фотографировала через стекло:

11:50 – вот оно! Долгожданная канатная дорога “Мисхор-Ай-Петри”:

Местное  “предание” гласит, что эту дорогу построили по указу Н.С. Хрущева, который на машине поднимался до горы Ай-Петри. Вышел на вершине весь зеленый и отдал распоряжение построить здесь нормальную канатную дорогу. Так ли всё это было, достоверно неизвестно, но известно, что ее строили целых 20 лет, с 1967 по 1987 гг., а для туристов открыли в 1988 г. И теперь любой при желании может по ней проехать. Еще внизу, на стадии очереди и магнитного контроля, местные зазывалы кричат очень звучным голосом, чтобы нашлись желающие проехать на гору на маршрутке. Не соглашайтесь. Позже я объясню, почему, а пока скажу, что Вы просто потеряете уникальную возможность взглянуть на удивительную красоту на стадии подъема. Уверяю Вас, этот мучительный час ожидания я полностью забыла и уже вспоминала как нечто далекое и не стоящее ни внимания, ни расстройства, ведь канатная дорога на вершину Ай-Петри входит в десятку лучших в мире.
Итак, мы начали подъем на высоту 1153 м над уровнем моря (вершина Ай-Петри – 1234 м над уровнем моря) со скоростью 5-7 м/с. Продолжительность пути – 15 минут). С высоты канатной дороги открывается вид на Ялту, Алупку и южную сторону Крыма. Первое, что мы видим, - конечно, виноградники. Без них это уже не Крым:

Чуть позже показываются хвойные деревья:

А вот это – тот самый лес, в котором гуляла Красная Шапочка. Да-да, именно здесь снимали всем известную сцену с песней “Если долго-долго-долго…”:

А мы приближаемся к первому перевалочному пункту и делаем пересадку на станции “Сосновый бор”:

Продолжаем подъем. Как выразился Игорь, совсем скоро эти действительно высокие сосны будут похожи на пучки укропа. А что? Он оказался абсолютно прав:

А вот на этой стадии начало закладывать уши:

Сосны-"альпинистки":

Ура! Выходим:

Подбегаю к первому ограждению (но это еще не самая вершина! Всё самое красивое впереди):

Неработающий фонтанчик:

Еще одно фото на этом уровне (даже есть детская площадка):

Делаю селфи (как же я боялась телефон уронить!):

Название горы – предмет споров. Как я говорила выше, оно не одно такое. По одной версии, здесь раньше располагался монастырь святого Петра, вот и гору назвали в его честь. Другая версия – романтическая. Якобы влюбленные юноша и девушка решили покончить с собой из-за того, что родители не разрешали им быть вместе. Первым с горы прыгнул юноша. Девушка сильно испугалась и закричала:
- Ай! Петр!
Сама она прыгнуть не решилась и вернулась к отцу, а впоследствии вышла замуж. Теперь якобы поэтому мужчины вперед пропускают женщин)))
Над отметить, что на вершине довольно прохладно. Я предусмотрительно захватила теплую кофту. Более того, нам исключительно повезло. Вершина Ай-Петри очень непредсказуема. Буквально за считанные секунды температура воздуха может опуститься до +10 градусов по Цельсию, а видимость станет нулевой из-за туманов, экстремальных ветров и сильной влажности. Не зря торговцы продают теплые вещи, ведь они идут нарасхват в случае наступления осадков.
Еще по пути в Ялту Игорь предложил дополнительную экскурсию по зубцам Ай-Петри. Естественно, я  согласилась. Вот мы и отправились дальше вверх:

Растениям приходится выживать в поистине экстремальных условиях:

Если увеличить фото внизу, то можно разглядеть круглые строения. Это военная база. Их Игорь шутливо называл самыми большими шампиньонами в мире и яйцами динозавра:

Осматриваемся:

Можжевельник на горе очень низкий из-за суровой погоды. Его называют казачьим. Дело в том, что именно казаки использовали его в качестве отдыха и основой для построения военных шатеров. Можжевельник мягкий и полезный:

А здесь можжевельник растет вместе с шиповником:

Поднимаемся еще выше и наслаждаемся видами:

А вот на эту прогулку я не пошла. Фотографировать меня было некому:

В Северной Ирландии есть подобный мосток, по которому я прошлась. Но там под Вами 30 м, а здесь – километр с лишним.
Зубчики:

Любуемся дальше, у нас целый час свободного времени:

Не хотите ли прокатиться вниз? Надеваете каску, привязываетесь к веревочке, а потом на большой скорости несетесь неизвестно куда:

А народу, между прочим, в очереди много стояло…
Беру камень с вершины Ай-Петри на память:

Обзор в 360 градусов:

Начинаем спуск с зубцов:

Садимся в маршрутки и едем вниз с горы. Я, наивная, полагала, что это займет около 10, максимум 15 минут. Ужас, что меня ждало! 50-минутный спуск, который полностью состоял из поворотов! Честное слово, бока нещадно болели. Из маршруток мы чуть ли не выползли, настолько тяжела была эта дорога. Вот почему, собственно, я Вам не советую слушать зазывал возле входа к канатной дороге и верить им, что это “без очереди”.
Дальше нас ждал приятный перерыв: долгожданный обед. Я совершила большую ошибку, т.к. плохо позавтракала. Перекус случился только в 14:30:

Не узнаете место?

Да-да, эта та самая харчевня, где Буратино заказал себе три корочки хлеба, а лиса Алиса и кот Базилио пропели свой шедевр “Какое небо голубое”:

А вот и кувшин, в котором Буратино прятался:

Вот так уборная выглядела. С виду и не подумаешь:

Цены на обед высокие. Так, тарелка первого стоила 250 руб., а второго – около 150 руб.  Правда, гренки стоили 50 руб. за 3 штуки. К тому же, хочу отметить высокую организованность кафе, которое заточено под туристов, у которых очень ограничено время.
16:00:

Это место часто путают с американским Гранд Каньон (Grand Canyon), который является одним из глубочайших каньонов мира и находится в штате Аризона. Дело в том, что в США каньон, скажем так, у Вас на виду, а вот Крымский Большой Каньон словно спрятан, но он незримо присутствует. Как? Расскажу позже.
Большой Каньон Крыма находится в Бахчисарайском районе:

Нам с Вами предстоит пройти 4 остановки длиной всего в 1,5 км по травяной и каменистой почве. Всего вообще-то остановок 6. Начальная – “Кордон”, с нее мы начали. За ней – “Почтовый дуб”. На ней мы не останавливались и никаких ее обозначений не встречали. По пути на следующую, “Голубое озеро”, пройдемся и оглянемся вокруг:

Иногда дорога была размыта, и Игорь мужественно, по щиколотку в горной холодной воде, делал самодельную дорожку из булыжников. Мужчины в нашей компании по его просьбе, а уже потом без напоминаний, помогали ему и давали руку дамам. Например, посмотрите на это бревнышко:

А теперь представьте, что Вы идете по скользкой поверхности, а под Вами – вода, которая бурлит, течет и вовсе не собирается останавливаться:

Плотина, но не бобровая. Их тут вообще нет. Данное сооружение – исключительно творение природы. Нетрудно догадаться, что даже при малейшем дожде уровень воды поднимается очень стремительно и сносит всё на своем пути:

А мы с Вами подходим к Голубому озеру. Название получено от цвета воды, которое кажется голубым, но по сути является зеленым))):

Идем дальше:

Следующая остановка:

Смешно, но ни яблок, ни брода здесь нет. Очередная Крымская тайна.
Продолжаем путь:

Остановка –

На обратном пути я умылась холодными водами источника. Жаль, не было с собой пустой бутылки, а то бы я воду набрала.
А вот, собственно, и Большой Каньон собственной персоной. Он всё время был слева от нас, просто был скрыт за деревьями:

Как пошутил Игорь, динозавр вылупился из одного яйца на горе Ай-Петри и сбежал:

А ведь эти образования – тоже творение природы! Вода и камень точит – это буквальная информация о том, что может сделать вода. Я была потрясена, насколько вода – сильная стихия. Она может раздробить камень!

Осталось совсем немного до конечной остановки:

Пришли:

Палатка с горячим чаем и кофе для тех, кто окунулся в холоднючие воды Ванны Молодости:

А вот как она выглядит:

С виду и не скажешь, что там глубина 5 м. Это опять вода сделала – ванну, я имею в виду. Камень под воздействием воды образует воронку, куда попадают новые камни, которые вращаются, и постепенно образуются такие ванны:

Постоим, подумаем, оглянемся вокруг. Помолчим, уйдем в себя:

Наша группа после купания:

Пора возвращаться обратно:

Обратите внимание на эту развилку:

Самое смешное, что, по выражению экскурсовода, создатели этой таблички “немного ошиблись”, ведь цифры должны располагаться с точностью наоборот. В правую сторону ни в коем случае не поворачиваете, уйдете в другое место. Нужно идти налево. Нам привели в пример один фильм ужасов, когда люди пошли не туда и на людоедов нарвались. Мне стало так страшно, что я оттуда быстро убежала, ведь шла обратно практически одна.
Еще полюбуемся красотой:

В конце пути нас ждал магазинчик “У Сони”. На самом деле таких палаточек там несколько, они сувенирные:

Но “У Сони” было выше всех похвал. Ведь там можно было продегустировать варенье!

Всё было так вкусно, не передать! А еще – много было ос. Как выразились продавцы, “они свои”. Ага, мне сразу “Королева бензоколонки” вспомнилась… Однако в их компании чай пить (он, кстати, целых 50 руб. стоил) оказалось и правда нестрашно. Ем я, значит, варенье, и понимаю, что просто не уйду отсюда. Долго думала, какое варенье мне всё же выбрать. Была б моя воля, взяла бы всё, но остановила мысль о том, что мне это как-то надо будет впихнуть в сумку и лететь на самолете. Слава Богу, долетели благополучно и в целости, вес соответствовал норме. Я взяла две банки варенья из грецкого ореха, мой муж его просто обожает, а еще варенье из сосновых шишек. Я думала, создатели мультика "Маша и Медведь" всё выдумывают, ан нет, такое варенье существует. Продавцы на Большом Каньоне были очень доброжелательные, бережно сложили мои покупки в пакет, дали бумажные салфетки по моей просьбе, чтобы банки не разбились.
Что было дальше? Долгий обратный путь. Домой прибыла поздно, ведь я еще из Судака на такси до Солнечной Долины ехала. Под конец меня охватила ужасная усталость, но такая благодатная и приятная…

В следующий раз я расскажу о Симферополе – немного, но то, что мне удалось увидеть. Буду рада, если Вы останетесь со мной. Спасибо за внимание!

В написании данного поста мне помогали следующие интернет-ресурсы:
Википедия

1. В прошлом году мы на Ай-Петри так и не попали: был шторм и вход закрыли. Спасибо за эти прекрасные фото, Светлана! И о кафе, где снимали Буратино я тоже не знала. Вообще Крым - благодатное место для съемок фильмов - такие красоты!!!

1. Здравствуйте, Ирина Витальевна! Нам и в самом деле сказочно повезло с Ай-Петри. Ведь экскурсовод сказал, что там погода меняется в считанные секунды: начинает дуть сильный ветер, температура воздуха опускается, а видимость становится нулевой. Страшно. Слава Богу, всю красоту этого места увидеть удалось! А вот через неделю меня ждало настоящее приключение)))
      А про фильмы - да, там на каждом шагу фильмы снимали! В Большом Каньоне есть верёвочная лестница, подобие которой было в "Спортлото-82". А как я радовалась, что по дороге "Кавказской пленницы" проехала!

2. Какой замечательный у вас в этом году отдых, Светлана Николаевна! Останутся воспоминания на всю жизнь!

1. Это точно, Ирина Михайловна! Молюсь и надеюсь снова попасть в Крым!

3. Здравствуйте, Светлана Николаевна! С удовольствием читаю все Ваши посты об отдыхе в Крыму. Люблю я Крым!!! Спасибо, что делитесь интересной информацией и фото!

1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Я очень стараюсь писать красочно и интересно, как можно подробней передать свои ощущения и мысли. Крым - моя любовь на всю жизнь, и он мне отвечает взаимностью

4. Спасибо, Светлана Николаевна, за ваш рассказ и возможность вместе с сами совершить виртуальную прогулку по местам знакомым и нет. На Ай-Петри я была, восхитительные виды, дух захватывает. Тогда не было разных экстремальных аттракционов, но я бы не решилась все равно пройти над пропастью. А вот насчет кафе, то чего только не придумаю владельцы, чтобы заманить посетителей. Нам рассказывали о том, что пруд с Черепахой снимали в Никитском ботаническом саду))) Хотя точно знаю, что это было в Белоруссии. А вот Херсонес, Форос и виды Ай-Петри в фильме фигурируют точно. А там, как знать)))

1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Да, не все виды с гор так прекрасны, как с Ай-Петри. Интересно про пруд с Черепахой. А по поводу харчевни нам экскурсовод рассказал, а не местные. Может, и неправда. Посмотрю ещё. Но возле Большого Каньона это кафе единственное, конкуренции нет, всё равно все туда пойдут есть. Поэтому, я все же хочу верить, что именно в той самой харчевне и была)))

5. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
    А я вспоминаю зимнюю Ай-Петри... Как же гора была прекрасна! А обратно мы спускались на маршруточке, т.к. было поздно и канатку выключили... Именно с этого путешествия в Крым и началась наша любовь к путешествиям в 2015 году.
    Про то, что тут снимали фильм про Буратино я и не знала... А с экскурсоводом Вам очень повезло - это чувствуется по рассказу!
    А я правильно поняла, что Вы одна ездили - муж остался с Серёжей?

1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Зимний Ай-Петри - даже мечтать о таком не могу, но даже не сомневаюсь в ее красоте, она в любое время года никого равнодушным не оставит. От экскурсовода я и правда в восторге. Просто очень люблю грамотных и адекватных людей, говорящих по существу, а не несущих всякую чушь. В Бахчисарае в 2013 г. вроде нормальная поначалу тётенька была, а в конце экскурсии начала продавать какие-то благовония от всех проблем на свете. Ну вот что это было?
      Да-да, Вы правильно поняли, ездила я одна, Серёжа точно бы не выдержал такой тяжёлой дороги и интенсивной экскурсии. Да и муж особо не горит желанием. Мне бы только дай волю, я и в горы полезу, и всё водопады обойду, и через заборы сигану)))

6. Шкурный вопрос, Светлана: такие посты делаете подробные! Интернет хороший?

1. А почему шкурный?))) Конкретно этот пост делала по своим записям, которые фиксировала на горе Ай-Петри и в трясущейся маршрутке по пути следования. В интернете смотрела лишь самую ничтожную часть про то, например, как по-гречески Ялта пишется. В основном, так и делаю свои сообщения - это мои оригинальные мысли и соображения.

2. Шкурный,потому что думала, в Крыму пишете) Собираюсь тоже и думаю - брать ли нетбук или оторваться без Интернета по полной?)

3. Ирина Валентиновна, это мой первый пост, который я написала дома. Что было до этого - писала в Крыму, пока свежи воспоминания. Вечерами телевизор смотрела, но в интернет хочется зайти иногда.

7. Здравствуйте, Светлана Николаевна!И снова с Вами наслаждаюсь крымскими красотами)Действительно, лепота!Мой муж не согласился бы остаться)Упустить такую экскурсию?!))У меня сейчас двоюродный брат отдыхает в Судаке.)А вареньем я тоже заинтересовалась))Никогда не слышала о существовании таких, о которых Вы пишете.Спасибо большое за пост!Буду ждать продолжения))

1. Здравствуйте, Наталья Борисовна! Завидую Вашему брату))) Буду рада, если и другие, будущие, сообщения прочитаете. Есть о чем рассказать.

Когда нет слов...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^